"Выходной Петербург". Игра в свои ворота

Автор фото: Яндолин Роман
Футбол. Кубок России 2012/2013, 1/2 финала. Матч ФК "Зенит" - ФК "Анжи".

Принято считать, что договорные матчи — это бич рыночной экономики. Однако, те, кто помнят советский футбол, знают, что это не так. Колумнист dp.ru Владислав Бачуров напоминает, как до президента Путина боролись с договорными матчами.

Почему–то многие считают, что договорные матчи — это бич рыночной экономики. Мол, ничего святого у людей не осталось, за деньги готовы маму в цирк продать. Но как начинаешь напоминать про не столь уж далекие времена развитого социализма, так останавливается обличитель и соглашается: да, было дело.
И приходилось отдавать очки главной команде республики, и команды одного ведомства расписывали матчи между собой, а Валерий Лобановский, не видя в договорных матчах ничего плохого, кивал на практику шахматистов, заключавших между собой так называемые гроссмейстерские ничьи.
Еще в 1960–1970–е годы журналист Аркадий Галинский пытался бороться с договорными матчами: "Команда Х проиграла матч команде Y, но в собственном ее положении это ничего не меняет, поскольку ее место в итоговой таблице твердо уже определено. Однако в результате этого матча на худшее место откатилась третья команда — Z. Бывает такое? Бывает. А теперь давайте допустим, что команда Z подозревает команду X в преднамеренном проигрыше. И не просто подозревает, но и имеет на этот счет кое–какие доказательства. Скажем, признание одного из причастных к сговору лиц или какое–то письмо и т. д. В связи с чем и обращается к прокурору с просьбой расследовать события, предшествовавшие этому матчу, и обстоятельства самой игры. Как вы думаете, что бы из этого вышло? Любой юрист усмехнется и скажет, что нет такого прокурора, который бы принял этот сигнал к рассмотрению. Существующим законодательством даже самая возможность таких ситуаций не предусмотрена".
В ЦК КПСС расценили статью "Странные игры" как злобный выпад клеветника — с вытекавшими для автора последствиями. Но странные матчи в чемпионате СССР не прекращались.
Вариантов могло быть много. Даже курьезных. В начале 1980–х не очень амбициозные игроки ездили на заработки в команды Второй лиги. Например, в "Целинник" (Целиноград). У молодого парня была возможность заработать гораздо больше, чем у его сверстника из дубля клуба Высшей лиги, потому что в городе (условном) Целинограде был секретарь горкома, председатель спорткомитета, директор клуба, старший тренер команды и все они хотели одного: чтобы в домашних матчах родной "Целинник" радовал публику забитыми голами и трудовыми победами, чтобы шел он в верхней части турнирной таблицы, но только, ради всех социалистических богов, даже не пытался выйти в Первую лигу из своей казахской зоны Второй лиги.
Четвертое–пятое место — и вот вам, ребята, премиальные. И в конце сезона начинался среди лидеров некий сюрпляс: обидные поражения от аутсайдеров, забитые в свои ворота мячи, нелепые судейские ошибки.
Просто победившему на следующий сезон становилось несладко. Правила в Первой лиге жестче, вылететь обратно проще простого. И тогда уже спросят с секретаря горкома: "Плохо у вас в городе налажена спортивная работа". И полетит голова председателя спорткомитета, и переброшен обратно в цех будет директор клуба, и уволен старший тренер. Неприятные перспективы.
Вот и приходилось договариваться. Говорят, что в те времена люди были не такие меркантильные.
"Расследование махинаций — договоров о результатах, подкупа судей, наличия в распоряжении клубных руководителей черных касс — требует не только специфической профессиональной подготовки и навыков, но и права на ведение следствия, — писал в 1980–е Аркадий Галинский. — А Госкомспорт и федерация не обладают функциями прокуратуры или следственных и оперативных подразделений милиции".
В последние годы мотивацией проиграть могли быть самые обычные причины. Есть в провинциальном клубе задержки по зарплате, несколько месяцев игроков кормят обещаниями, и вот подходят к ним и вкрадчиво говорят: "Завтра с "Зубилом" играем, они обещали подкинуть". Вот и не попадает от такой информации игрок уже по мячу. Голодное брюхо не позволяет. Последняя модель автомобиля в салоне манит. У жены смартфон прошлогодний — перед подружками неудобно.
Или другой вариант. Неожиданно на матчи малоизвестных клубов вдруг шквал ставок. И по случайному совпадению в результате неожиданного исхода букмекеры теряют вполне себе солидную сумму. И будет потом оправдываться пресс–служба, как после состоявшегося на этой неделе матча "Балтика" (Калининград) — "Ангушт" (Назрань): "Ангушт" никогда не играл в договорные игры. Не тот менталитет.
Плохо вы знаете нашего брата, а коли не знаете — лучше молчите, ибо с вашим "пониманием" сути футбола легко сесть в лужу! К "Ангушту" понятие "договорняк" никогда не прилипнет".
Прилипнет или не прилипнет — этим теперь будут заниматься компетентные органы.
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о борьбе с договорными матчами. Максимальный срок наказания — 7 лет.