Дом для железного коня

Хранить автомобиль во дворе — практически единственное решение для многих автовладельцев, поскольку других широко доступных альтернатив до сих пор нет.

По данным "Петростата", в Петербурге зарегистрировано 1,8 млн машин, прирост городского автопарка в 2012 году составил 5%. При этом мест на организованных автостоянках менее 700 тыс., то есть менее половины от потребности. Особенно актуальным вопрос, где оставлять машину, станет для жителей центральных районов. Через 2 года парковка в центре может стать платной, если будет реализована анонсированная недавно программа создания сети платных парковок на 65 тыс. мест в Адмиралтейском, Центральном, Василеостровском и Петроградском районах.

Со двора в гараж

Альтернатив платной стоянке несколько. Самый традиционный способ — купить гараж. Предложения о продаже гаражей начинаются от 150 тыс. рублей, в центральных районах встречаются объявления с ценами по 800–900 тыс. рублей за бокс. Впрочем, эту инвестицию нельзя назвать надежной. Большинство гаражных кооперативов арендуют землю у КУГИ, и после истечения срока договора или его расторжения городские власти вправе продать участок инвестору под застройку. По такой схеме в Петербурге с 2008 года было снесено свыше 20 тыс. гаражей.
Покупка места в паркинге — менее рискованный, но более затратный вариант. По оценке АРИН, себестоимость строительства машино–места многоэтажного паркинга составляет 450–700 тыс., а подземного — от 900 тыс. до 1,5 млн рублей.
"Безусловно, снос гаражей повлиял на увеличение спроса. Автовладельцы, использовавшие гараж по назначению, а не в качестве кладовки личных вещей или погреба, действительно создали повышенный спрос на машино–места в паркингах, особенно построенных", — говорит директор по развитию ООО "Мегаполис XXI век" (строит паркинги) Александр Ваничев.
Количество мест для парковки в новых домах регулируют Правила землепользования и застройки. Согласно этим нормативам, на каждые 80 м2 общей площади дома нужно предусмотреть не менее одного машино–места. При этом застройщик вправе выбирать между строительством встроенного паркинга или организацией открытой автостоянки на придомовой территории. На практике чем дороже жилье, тем больше в здании парковочных мест.

Встроенный паркинг

По данным департамента аналитики "НДВ СПб", хуже всего машино–местами в паркинге обеспечены строящиеся дома экономкласса. В них на каждую квартиру приходится 0,13 места для автомобиля. В комфорт–классе этот показатель выше — 0,25 машино–места на квартиру. Даже в престижном бизнес–классе не на каждую квартиру строится отдельное парковочное место: коэффициент обеспеченности составляет 0,7 машино–места на квартиру. Только в самом верхнем сегменте новостроек — элитном — на квартиру приходится почти два места для автомобиля: коэффициент обеспеченности — 1,7 машино–места на квартиру. При этом стоимость парковочного места в элитном сегменте может превышать 2 млн рублей, что сопоставимо со стоимостью квартиры–студии в недорогой новостройке.
"Буквально каждый покупатель квартиры заинтересован также и в покупке машино–места в паркинге. Автомобили сегодня есть практически у всех, зачастую в семье не одна машина, а две или больше. Разумеется, каждый автовладелец беспокоится о безопасности и сохранности своего имущества, и, если он может позволить себе приобретение места в паркинге вместе с квартирой, он покупает его", — уверяет заместитель генерального директора ЗАО "Строительный трест" Беслан Берсиров. По его словам, наличие мест в паркинге является весомым доводом в пользу выбора того или иного строящегося объекта. Впрочем, это характерно только для элитного жилья. "В основной массе недорогих строящихся домов по мере заселения ситуация с парковкой резко ухудшается: автомобили начинают парковать в несколько рядов, на газонах и т. д.
При этом в доме может располагаться встроенный паркинг, но полупустой, так как стоимость машино–места для жильцов слишком высока", — отмечает заместитель генерального директора "НДВ СПб" Вячеслав Ефремов.

Банки не любят доли

Кредитные программы на покупку машино–мест и гаражей в Петербурге предлагают 15 банков. По данным портала banki.ru, ставка по таким кредитам составляет от 11,5 до 17,5%, минимальный взнос — от 10 до 30% от общей стоимости. Однако, как пояснил представитель "ВТБ 24" по СЗФО Иван Макаров, на сегодняшний день "гаражная ипотека" не пользуется спросом со стороны потенциальных заемщиков, поскольку застройщики предлагают своим клиентам приобретать гаражи и машино–места в качестве долей в общем имуществе. А банки заинтересованы в кредитовании покупки отдельного гаража или отдельно выделенного парковочного места, а не доли гаражного кооператива или какого–либо паркинга. Выходом в такой ситуации может стать обычный потребительский кредит.