"Деловой Петербург". Креатив на продажу

Автор фото: Яна Романова

Группа компаний "Овентал" может продать бизнес-центр с креативной концепцией "Ткачи". Цена вопроса – 40 млн евро. Владельцы бизнес-центра то ли хотят капитализировать креативную концепцию, то ли торопятся избавиться от проблемного проекта.

Группа компаний "Овентал" в скором времени может продать свой проект в Петербурге — бизнес-центр с креативной концепцией "Ткачи". Об этом сообщили dp.ru несколько источников на рынке недвижимости, в самой компании факт поиска покупателей отрицают.
Официальное открытие бизнес-центра "Ткачи" на Обводном канале, 60 прошло весной этого года, хотя первые мероприятия на площадке проводились еще 2 года назад. Офисный центр расположился в реконструированном здании ткацкой фабрики, его общая площадь — 12 тыс. м2. Первый этаж занимают магазины, на последнем разместилось креативное выставочное пространство с кафе, а на трех этажах посередине — офисы для компаний, занятых в основном в творческих индустриях. По данным Госстройнадзора, здание до сих пор не введено в эксплуатацию. Не смотря на это, оно заполнено практически на 100%.
Совладелец бывшего оператора креативного пространства "Ткачей" Planet media group Ксения Юркова рассказала dp.ru, что представители "Овентал" обращались к компании с предложением найти покупателя для бизнес-центра. "По моим данным планы продажи появились у собственников минимум полгода назад. Даже обозначалась определенная цена — 40 млн евро", — говорит Ксения Юркова.
Подтвердил готовящуюся продажу также источник из числа нынешних арендаторов бизнес-центра.
Генеральный директор ГК "Овентал" Александра Славянская коротко ответила, что компания не готовит сделок по продаже бизнес-центра. Директор по развитию "Ткачей" Алексей Нешитов назвал сообщение о продаже слухами. "Слухи ходят разные — и о продаже, и о закрытии проекта, и ходят они с того момента, как мы попрощались с компанией, которая занималась оперативным управлением пятым этажом. Наверно, это отголоски того конфликта, который произошел у нас в мае месяце", — предполагает он.
Весной "Овентал" и Planet media group расторгли контракт на аренду помещений "креативного" этажа. По версии собственников арендатор не выполнил своих обязательств, по версии арендатора собственник решил расторгнуть контракт после резонансной выставки Марата Гельмана Icons. Во время ее проведения одиозные организации, например, "Народный собор", выступали резко против экспозиции. Глава организации Анатолий Артюх призывал представителей бизнеса и госструктур бойкотировать ГК "Овентал" и грозил начать "информирование о разрушительном и антигосударственном значении подобных выставок" во всех регионах, где работает компания, а сегодня это Петербург и Тюмень.
Алексей Нешитов все же не исключил, что через какое-то время бизнес-центр может быть продан. "Положа руку на сердце, любой бизнес всегда ждет каких-то предложений. На данный момент их нет, но если кто-то предложит хорошие интересные деньги, наверно, собственник продаст любой объект, может быть, и "Ткачи" тоже", — подытожил он.
В Planet media group все же настаивают, что продажа готовится уже сейчас. "Я думаю, им достаточно сложно будет найти покупателя. Концепция креативного кластера начинает тащить за собой экономические проблемы, они просто не могут повышать арендную ставку, потому что нынешние арендаторы ее не потянут, придет обычный бизнес и концепция развалится", — рассуждает Ксения Юркова.
"В начале проекта, в 2007 году, в "Овентал" не скрывали, что это проект инвестиционный, и что, добившись стабильного потока аренды, его будут продавать", — знает Борис Юшенков, партнер компании "S.A.Ricci – Петербург". При этом он считает особенно важной именно креативную составляющую бизнес-центра. "Если бы не было креативной концепции, и бизнес-центр стал бы заполняться одновременно с десятками конкурентов, то он бы до сих пор мог стоять пустой. А если убрать этот креатив, то эти арендаторы разбегутся", — рассуждает он.
"Люди, покупающие заполненный бизнес-центр, как правило, покупают денежный поток. Если креативная концепция дает дополнительный денежный поток, значит это плюс, если не дает, значит, это просто некая маркетинговая фишка", — полагает генеральный директор Knight Frank Spb Николай Пашков.
Заместитель главы филиала Bierre Lumiere Holding Андрей Пушкарский называет "Ткачи" вполне рядовым бизнес-центром. "Его концепция интересна, но говорить о том, что она может серьезно капитализировать объект, дать ему хорошую наценку, пока рано. Ее нужно еще развивать", — отмечает он. Запрашиваемую цену в 40 млн евро эксперт считает завышенной, но объясняет это тем, что в компании, возможно, просто прощупывают почву, чтобы понять реальную стоимость бизнес-центра на рынке.
"При продаже за 40 млн евро стоимость квадратного метра становится космической. С учетом не очень ликвидных и не очень доходных креативных пространств, адекватная цена составит скорее около 12 млн евро", — говорит управляющий сети БЦ "Сенатор" Дмитрий Золин. Он добавляет, что купить бизнес-центр могут как те, кто заинтересуется концепцией объекта, так и те, кто увидит позитивные перспективы в развитии всего района Обводного канала в перспективе 10 лет.
В этом году ГК "Овентал" уже продала один свой объект в Петербурге — здание на Лиговском проспекте рядом с площадью Восстания, объясняя это тем, что объект не соответствовал новой креативной концепции компании. Александра Славянская рассказывала, что компания планирует развиваться в Петербурге и находится в поиске объектов для покупки, возможно, также бывших промышленных зданий. В собственности ГК "Овентал" в Петербурге остается еще один бизнес-центр — Owental History на Социалистической улице.