"Выходной Петербург". Перед каменной стеной

Автор фото: globallookpress

Дмитрий Циликин - о фестивале Dance Open на выезде в Савонлинне

Возможность увидеть знакомых артистов в новом контексте предоставил фестиваль Dance Open. С позапрошлого года он сотрудничает с фестивалем в Савонлинне, прибавив к его традиционной оперной афише танцевальный гала–концерт. Туристы, давно приохотившиеся слушать оперы в крытом дворе средневекового замка, теперь уравнены в правах с петербуржцами, которых Dance Open всякую весну окормляет общением с местными и заезжими балетными звездами (в том числе супер).
Собственно, контекстов несколько. Во–первых, место: задником служит выразительнейшая крепостная стена, и, хоть на нее проецируют всякие видеодекорации, огромные камни все равно видны, они своей мощной подлинностью создают контрастный фон хрупкому иллюзорному искусству. Кроме того, любой гала–концерт — неизбежное соревнование, а ведь сравнивать кислое с длинным (в этом случае — номера самых разных времен и жанров) можно лишь по силе впечатления. И, как следствие, по градусу приема. Наконец, в отличие от родного города, где дэнсопеновские гала собирают в основном балетоманов, в Савонлинне самая пестрая публика.
Победить ее удалось всем участникам, хоть и разными способами. Мириан Вальтер из балета Берлинской оперы в номере Lacrimosa (на музыку Реквиема Моцарта) картинно, a la Борис Эйфман, страдал, притом в одних трусах телесного цвета, и это духовное софт–порно конечно же имело успех. Как имел его и номер солистов Михайловского театра Марата Шемиунова и Ирины Перрен Je suismalade (хит Далиды) — хореограф Дмитрий Пимонов взаимоотношения мужчины и женщины (судя по ночной рубашке, в спальне) выражает через экспрессивные верхние поддержки, броски в объятия, страсти в клочья и финальный поцелуй: все это не могло не вызвать топота, которым пылкие зрители выражают восторг. Или, к примеру, Анастасия Колегова из Мариинского театра обладает одним выдающимся качеством — посредственностью, но 32 фуэте — и в Савонлинне фуэте, овация в такт обеспечена.
Случились, однако, и явления настоящего мастерства и артистизма. В па–де–де из "Корсара" партнером Колеговой был Леонид Сарафанов — с ней он был корректен, но на свои вариации входил деловито, будто хотел сказать: а вот сейчас танцы. Танцы были: и виртуозные в "Корсаре", и во фрагменте остроумного ироничного балета Quatro Эдварда Клюга (дуэт с Денисом Матвиенко), и в разбитном задорном номере "Прощание с джунглями".
Столь же разбитным и задорным предстал мариинский солист Антон Корсаков — заглавный герой из "Барышни и хулигана". Это старая советская хореография, а новая российская — Music Box Антона Пимонова. Он в противоположность брату сочинил забавный стильный текст, который Корсаков и Сабина Яппарова конгениально исполнили. Яппарова (Михайловский театр) и Дину Тамазлакару из Берлинского балета вместе не танцевали, но составили пару в том, что оба обладают небезупречными данными, зато безупречным артистизмом, делающим их пребывание на сцене интереснее, чем, к примеру, премьера Нидерландского балета Мэтью Голдинга — внешне эффектного, но внутренне пустоватого. А уж образец полной безупречности — и техники, и красоты — знаменитая Лусия Лакарра, principal dancer Баварской оперы.
Гала–концерт убедил в справедливости старой истины: бойтесь окончательных суждений. Прежние мои впечатления от работ Анастасии Матвиенко, в частности в Михайловском театре, были довольно серыми, но сейчас надо с радостью признать, что занятия с педагогами Мариинского театра, где она нынче служит, пошли ей на пользу — она предъявила настоящие балеринские выделку и стать.