"Деловой Петербург". Новый завод из того, что было

Михаил Сахнов, топ-менеджер ООО "Мон’дэлис Русь" – о том, как сделать отечественное производство конкурентоспособным

Сила Китая как производственной сверхдержавы не в дешевых работниках, а в большом количестве современных заводов, изначально самых конкурентоспособных в мире. Как построить такие заводы в России? Преимущество нашей страны — огромный потребительский рынок, который все еще растет. Вдобавок к этому местоположение России позволяет построить завод, снабжающий рынки СНГ и стран, где ввозные пошлины на российские товары небольшие. Вам кажется, что с лидерами рынка, а часто это транснациональные компании, невозможно тягаться? Вовсе нет! Эффективность их производств — результат дисциплинированного подхода, доступного и для новых игроков на рынке.
Суть этого простого подхода — метод сверхконкурентного завода и дорожной карты. Шаг 1. Решите, что вы надолго в этом бизнесе и вам действительно нужно эффективное производство. Шаг 2. Определитесь, каков ваш бизнес, какова стратегия в целом и стратегия по продуктам, приоритетным рынкам, какие основные группы продуктов вы хотите продавать — в тоннах (или иных единицах) в каждый год в ближайшие 5 лет. Сделайте два сценария: основной (более осторожный) и смелый, с более быстрым ростом. Шаг 3. Посмотрите вокруг: каким решениям конкурентов вы завидуете? Какие решения вы считаете выигрышными? Какие решения разработали ваши сотрудники, но не могут внедрить их из–за того, что уже есть работающая линия и "куда же ее девать?". Шаг 4 (эмоционально — самый тяжелый). Представьте, что ваш завод сгорел и вы можете без ущерба для бизнеса все отстроить заново. Нарисуйте ваш новый завод: здание, планировку линий, основные технические решения. Соберите для этого команду: ключевые руководители, сотрудники отдела продаж, производственники, инженеры. Грубо оцените финансовую модель нового завода — получается ли достичь существенного улучшения основных показателей по сравнению с нынешним заводом? Назовем получившуюся концепцию сверхконкурентным заводом.
Шаг 5. Самый важный и ответственный. Наш существующий завод, слава Богу, все–таки цел. Но теперь мы видим его несовершенства. Ключевой вопрос: можно ли поэтапно перестроить его, чтобы реализовать максимум преимуществ нового воображаемого завода? Или эти выгоды реализуемы только на новой площадке? Шаг 6. Рисуем дорожную карту — особый вид стратегии, когда определяется конечная цель, критерии успеха и весь набор проектов, которые приведут нас к желаемой ситуации. Почему именно дорожная карта, а не фиксированный план с четкими сроками? Потому что в любом бизнесе есть неопределенность — собственной успешности (развития объемов продаж разных наших продуктов и их прибыльности), успеха новых продуктов, действий конкурентов. А вообще кто ищет — тот найдет. Работая с этим подходом уже почти 15 лет, не перестаю удивляться, сколько раз несказанно везло, когда самые разные руководители, специалисты и целые команды людей находили блестящие, неочевидные решения. Именно благодаря тому, что требования и контуры сверхконкурентного завода, разделяемые многими, стимулируют постоянный поиск новых решений.