Дмитрий Чернышев, популярный блогер mi3ch – о том, как для успешного бизнеса бывает важно выйти за рамки стандартного мышления и начать "с нуля".
Cтудентам в Стэнфордском университете давали задание: заработать $600 за 2 часа. Каждая из 14 команд получала конверт с $5 "стартового капитала" и 2 часа времени. По завершению задания у каждой команды было 3 минуты на презентацию своего решения.
Были предложения об открытии импровизированной автомойки или лотка по продаже прохладительных напитков — в этих случаях $5 использовались бы для закупки материалов и продуктов для начала работы. Вполне достойные варианты для тех, кто хотел бы немного заработать за несколько часов.
Однако большинство студентов в конечном счете находили способ выйти за рамки стандартов. Они подвергли сомнению огромное количество традиционных решений и смогли реализовать массу возможностей для создания максимальной ценности в заданных условиях. Однако выигравшие команды смогли выручить до $600, а средний возврат на инвестиции в размере $5 составил 4000%! Как же им это удалось?
Вот подсказка: команды, заработавшие больше всех денег, вообще не пользовались стартовыми $5. Они поняли, что эта сумма, в сущности, никак им не поможет, и решили посмотреть на проблему шире: "Что если мы начнем с полного нуля?"
Одна группа обратила внимание на проблему, присущую множеству студенческих городков — длинные очереди перед популярными ресторанчиками субботним вечером, и решила помочь людям, которые не хотели ждать. Члены команды бронировали по нескольку столиков в ресторанах. С наступлением назначенного часа они за $20 продавали право на вход в ресторан желающим немедленно туда попасть.
Другая команда поступила еще проще. Они поставили перед зданием студенческого союза специальную стойку и принялись бесплатно измерять давление в велосипедных шинах. Обслужив нескольких первых клиентов, команда поняла, что велосипедисты были невероятно им благодарны.
Несмотря на возможность бесплатной подкачки и на простоту этой операции, новая услуга показалась клиентам удобной и ценной. В сущности, уже через час после начала работы команда перестала брать фиксированную плату и просила вместо этого заплатить сумму, которую клиент посчитал бы уместной. Прибыль тут же выросла в несколько раз.
Каждый из этих проектов принес командам по нескольку сотен долларов, и это изрядно впечатлило остальных. Однако одной команде удалось заработать целых $650: они смогли посмотреть на имеющиеся в их распоряжении ресурсы под совершенно иным углом зрения.
Эти студенты определили, что самый ценный их ресурс — это не $5 и не 2 часа времени, а 3 минуты презентации в понедельник, и решили продать это время одной компании, которая хотела пригласить на работу студентов. Они создали трехминутный рекламный ролик этой компании и показали его студентам вместо рассказа о своих действиях на предыдущей неделе. Это было великолепным решением, о котором даже не задумались все остальные.
Комментарии экспертов по актуальным темам читайте на сайте "Делового журнала".