"Деловой Петербург". А Чапаев плывет

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Журналист dp.ru Игорь Шнуренко - о новом фильме Виктора Тихомирова "Чапаев Чапаев".

Почему я не снялся в фильме Виктора Тихомирова "Чапаев Чапаев"? Ждал особого приглашения? Так приглашал ведь режиссер и даровые харчи сулил на съемочный день. Так нет же — нашлись у меня "дела". Дел тех уже не упомнить, затянулись тиной в петербургском болоте, а заснятый без меня эпизод на пленке остался, и публика долго еще будет получать от него чисто кинематографическое наслаждение. Потому что в городе, где, кажется, со времен рок–клуба и расцвета митьков ничего не происходило, где энергия всех начинаний незаметно уходит в песок, откуда добрая половина города переселилась в Москву, удалось Виктору Ивановичу практически невозможное. Он сумел абсолютно независимым образом снять полнометражный игровой художественный фильм, который втягивает в себя, как хорошая книга, который хочется пересматривать — а ведь это и есть свойство классики.
Кстати, сценарий фильма и написан по одноименной книге Тихомирова им самим, и это лишний раз показывает нашим продюсерам пользу добротной литературной основы. Сознание–то у зрителя пусть и клиповое, но на КВН в кино он не очень–то ходит, ящика достаточно.
Многие известные петербургские, а то и ленинградские персонажи появились у Тихомирова в новом кино. Тот же Шагин Дмитрий равен сам себе в знаменитом эпизоде "Брат помирает, ухи"… Забыли упомянуть его в титрах — так он ведь сам себе титр! Великолепно проявила себя в роли химически образованной женщины–вамп Наталья Тихомирова — неудивительно, что публика на премьере ревела от восторга и требовала выдвинуть актрису на "Оскара"!
Вообще актерских находок в фильме немало: можно отметить и состязание оперных певцов — милиционера и заключенного, и девочек из пионерлагеря, и комиссара, и белого офицера–пианиста, оборотня в погонах, который через много лет будет славить партию и правительство. И хедлайнер проекта, Иван Охлобыстин, весьма убедителен как в образе пресыщенного жизнью народного артиста, так и в образе народного героя, который не выпускает шашки из рук. Кстати, один мой знакомый, тоже из издательской сферы, мужественно преодолел трудности съемочного дня, организуя пробежку живых свиней по ломящемуся от яств столу. Воды помыть руки не было, свиньи гадили прямо на упомянутый стол, так что и анонсированный киноужин был не в радость — но мучения оправдались. Теперь он — киноцитата, декадент, в которого пуляются черной икрой, король эпизода буржуазных безумств, символ зловещего разгула с разрезанием на части и пожиранием герба СССР… А я как был, так и остался с этой стороны экрана. Кто–то из моего неловкого описания может сделать вывод о том, что–де митек Тихомиров устроил междусобойчик, некий хеппенинг для избранных и понятный лишь этим избранным. Нет ничего дальше от истины. Фильм на самом деле очень понятный и даже занимательный. А разве настоящая глубина не может — и не должна — увлекать, немного кружа голову? И антибуржуазный пафос свой Тихомиров не скрывает, делая это настолько заразительно, что и какой–нибудь олигарх, глядя на экран, захочет, чтобы выплыл из западни–реки Василий Иванович. Выйдя из зала, конечно, вернется олигарх к своим занятиям, но, может быть, перенесет массовые увольнения на пару дней.
Ну а то, что Тихомиров и его друзья сами получили удовольствие, снимая этот фильм, по–моему, лишь подчеркивает его достоинства. Вот ведь бессознательная птица соловей тоже настоящее искусство производит, получая удовольствие не за деньги, а так. Money can’t buy me love, как в песне поется. Мысль, кстати, не очевидная — не зря в фильме есть линия такого героя, как Андрей Макаревич.