Лизинг приводит автобусы в движение

Стареющий автопарк и нехватка собственных средств на его обновление побуждают пассажирских перевозчиков использовать лизинговые схемы.

Учитывая дороговизну долгосрочных кредитов (от 3 до 5 лет), лизинг остается практически единственным доступным финансовым инструментом для обновления автопарков, говорит финансовый директор компании "ПИТЕРАВТО" Андрей Бушуев.
Так, в 2013 году крупнейший частный перевозчик приобретет в лизинг автобусы производства ООО "Русские автобусы — Группа ГАЗ" (а именно ЛиАЗ 5293, ПАЗ 320402?04, ГолАЗ–525110 "Вояж", ГолАЗ-525660) на сумму 1,5 млрд рублей
О планах купить в лизинг 160 автобусов общей стоимостью 1,5 млрд рублей в начале текущего года сообщало и СПб ГУП "Пассажиравтотранс". "Наше предприятие рассматривает различные схемы закупки автобусов на собственные средства, так как нуждается в серьезном обновлении парка. При этом схема "получи сейчас, плати в рассрочку" удобна, но влечет за собой удорожание техники. На сегодня до конца не определен размер средств, которые мы готовы направить на закупку, и модификация автобусов. Решение будет принято в ближайшее время", — заявила Елена Николова, первый заместитель генерального директора СПб ГУП "Пассажиравтотранс".
По словам заместителя генерального директора "Альянс–Лизинг" Сергея Юдина, основная проблема старого автопарка транспортных предприятий — зашкаливающие затраты на ремонт и поддержание старых автобусов в технически исправном состоянии, а также чрезмерное потребление топлива устаревшими двигателями машин. "Расчеты, да и практика, показывают, что экономия по этим позициям при использовании новых автобусов достаточна для того, чтобы за ее счет платить лизинговые платежи, — утверждает он. — Таким образом, через 3 года автобус, приобретенный в лизинг, переходит в собственность автотранспортного предприятия и продолжает эксплуатироваться". При этом никаких дополнительных залогов (как при обычном кредитовании) не требуется, так как само лизинговое имущество является залогом.
Между тем главным недостатком лизинга перевозчики называют высокие ставки. По мнению Андрея Бушуева, государство должно развивать целевые программы льготного финансирования для пассажирских предприятий, выполняющих социальные перевозки.

Лакомый сегмент

Автобусы являются одним из наиболее ликвидных видов имущества, что делает сделки с ними привлекательными для любой лизинговой компании. В настоящее время в Петербурге наиболее активно в этом сегменте работают: ГТЛК, СЛК, "Альянс–Лизинг", "Сбербанк–Лизинг", "ВТБ–Лизинг", "Уралсиб", "Альфа–Лизинг".
Условия по лизингу автобусов могут варьироваться в зависимости от масштабов деятельности компании–перевозчика, его репутации на рынке и финансовых показателей.
"Основные требования к лизингополучателю — срок деятельности компании не менее 12 месяцев, устойчивое финансовое состояние клиента. Требования к имуществу зависят от выбранной программы и типа автобуса", — говорит Михаил Демченко, директор компании "Интерлизинг".
"Альянс–Лизинг" старается работать с компаниями, которые выигрывают конкурсы на осуществление муниципальных коммерческих или социально значимых перевозок сроком на 3 года, то есть практически на весь срок лизинга.

Выход в регионы

В среднем по рынку первоначальный взнос по сделкам с автобусами составляет 10–20% от стоимости техники при сроке лизинга от 36 до 60 месяцев. "Требования к городским автобусам достаточно жесткие, как правило, на линии должны быть новые транспортные средства с дополнительным и специальным оборудованием для инвалидов, автоматическим приемом оплаты для льготных категорий граждан и многое другое, — таковы требования городских властей", — отмечает Вадим Анисимов, заместитель начальника кредитного отдела лизинговой компании СЛК. По его словам, парк автобусов ООО "СЛК" переданный в лизинг городским перевозчикам (ООО "УП СЛК" и ЗАО "ТАКСИ–2"), насчитывает около 150 единиц, и в ближайшее время размер парка будет увеличен.
Из–за высокой конкуренции на местном рынке ряду крупных петербургских компаний приходится пока довольствоваться сделками в других регионах. Так, "Интерлизинг" поставил в лизинг автобусы в Астрахани и Нижегородской области. ГК "Балтийский лизинг" заключала сделки по всем регионам России, кроме Петербурга. В объеме нового бизнеса компании доля сделок с данным сегментом незначительна: за 5 месяцев 2013 года данный показатель составил 0,4%.