"Деловой Петербург". Кибервойна: победа будет за нами

Автор фото: Global Look Press

Журналист dp.ru Михаил Шевчук - о том, как сделать так, чтобы Интернет в России был мало кому неинтересен.

Слишком часто в последнее время приходится говорить про Интернет. О его роли в умах представителей власти, американской закулисе и упорстве, с которым депутаты и министры пытаются запретить то, что запретить невозможно. Вероятно, речь идет о попытках не запрета, а дискредитации Всемирной сети.
Об Интернете российские власти высказываются неожиданно много и активно. На этой ниве отметились представитель Следственного комитета Владимир Маркин, вице–премьер Дмитрий Рогозин, депутат Сергей Железняк. Общий смысл их высказываний сводится к тому, что американцы ведут в соцсетях идеологическую кибервойну, техническими средствами разжигают в россиянах антиправительственные настроения и собирают о них данные.
Параллельно собрали наконец силы для решительного наступления на пиратов защитники авторских прав. Госдума уже приняла закон о борьбе с сайтами, где размещают пиратские кинофильмы, и осенью готовится распространить действие закона и на аудиофайлы.
Власти, можно сказать, наконец начинают приступать к зачистке Интернета от злонамеренных людей. Делают они это, однако, в меру своего понимания. Эксперты в один голос выражают полное недоумение. Бороться с соцсетями и обязывать размещать серверы с данными о россиянах исключительно в России, как это предлагает Железняк, говорят они, невозможно. Можно только вообще прикрыть интернет–каналы по образцу "Великого китайского файрвола" (система фильтрации Интернета в КНР), но до таких идей никто не доходит. Возможно, потому, что такой файрвол в России делать некому, а если его кто–то и сделает, то получится что–то вроде знаменитого "российского смартфона", сделанного в Китае же. И все равно информация будет просачиваться.
Что касается борьбы с компьютерным пиратством, то предложенные законодателями механизмы громоздки и избыточны, считают в интернет–индустрии. На этот счет заявления сделали и Yandex, и Google. Легальные сайты и так удаляют незаконный контент по первой жалобе гораздо быстрее, чем если действовать через Роскомнадзор, а настоящим пиратам все равно закон не писан.
И если сравнить ситуацию 10–15–летней давности и сейчас, то видно, что люди и сами вполне могут добровольно отказаться от пиратской продукции при наличии адекватной законной альтернативы.
Многие полагают, что наши думцы, берясь за Интернет, плохо понимают, что это такое и что там в принципе нельзя ничего окончательно запретить. На самом деле они, думается, вполне это все понимают и конечной целью преследуют вовсе не ограничение или закрытие Сети, а ее дискредитацию в глазах пользователей же. Не тех, конечно, зрелых пользователей, которые давно уже не вылезают из "Фейсбука", а неофитов из более старшего поколения, стремительно осваивающих Интернет в последние годы, а заодно и из числа школьников. Чтобы не слушали всяких навальных и держали в уме: все это происки американской военщины.