"Деловой Петербург". Утилизаторы требуют ломовых денег

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Участники рынка переработки лома объединились, чтобы добиться от государства обещанных субсидий на утилизацию импортных автомобилей.

Почти год прошел с того момента, как государство начало взимать утилизационный сбор с импортеров машин. Количество собранных за это время средств уже достигает нескольких десятков миллиардов рублей. Но петербургские компании, занимающиеся утилизацией, этих денег так и не видели. Правительство России все еще разрабатывает порядок распределения утилизационных денег.
Чтобы повернуть процесс в свою пользу, российские переработчики лома объединились в национальную саморегулируемую организацию "Руслом.ком", которая активно лоббирует идею создания специального фонда. Предполагается, что из него будут выделяться деньги не только на утилизацию, но и на создание новых предприятий по более глубокой переработке отходов.

Попытка обойти ВТО

Утилизационный сбор с импортеров российская таможня начала взимать в сентябре прошлого года. Для легковых автомобилей он составляет 20 тыс. рублей, а для других видов машин — 150 тыс. рублей. Чиновники не скрывали, что новый сбор создавался не только для того, чтобы избавить страну от автохлама, но и для того, чтобы компенсировать снижение таможенных пошлин в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию.
Но, как оказалось, утилизационный сбор лишь для импортеров также противоречил правилам организации, поэтому уже с лета эти расходы могут лечь и на российских производителей автомобилей.

Деньги на бочку

По подсчетам НСРО "Руслом.ком", с того момента, как импортеры начали платить утилизационный сбор, в федеральный бюджет поступило не менее 30 млрд рублей. Но утилизаторам эти средства не поступали.
"Правительство не определило ни требования к нам, утилизаторам, ни суммы, которые мы будем получать от утилизации каждого автомобиля", — рассказал гендиректор одного из крупнейших в Петербурге предприятий по переработке лома, ООО "Хетек", Александр Макаров. По его словам, из–за этого компания пока не может определиться с дальнейшими планами по своему развитию.
Проект постановления правительства РФ "Об утилизации" участникам рынка все же недавно представили, но он их совершенно не устроил. Во–первых, согласно проекту, чтобы попасть в программу, утилизаторы должны иметь лицензию на утилизацию опасных отходов. Но их выдают только владельцам полигонов. Чтобы получить этот статус, переработчикам придется пойти на большие затраты. При этом гарантий, что они отобьются, никто не дает. "В проекте есть пункт, согласно которому отказом от получения субсидий может стать простое отсутствие денег в бюджете", — рассказали "ДП" в одной из местных компаний по переработке лома.

Даешь гарантии

Как рассказал директор НСРО "Руслом.ком" Виктор Ковшевный, сейчас организация ведет переговоры с разработчиками законопроекта о его изменении.
"Прежде всего мы добиваемся, чтобы средства поступали не в общий котел, как сейчас, а на их основе был создан специальный фонд утилизации", — пояснил Виктор Ковшевный.
По его словам, собранные средства намного превышают реальные расходы на утилизацию автомобилей, поэтому их следует пустить в развитие отрасли. Например, выдавать льготные кредиты предприятиям, создающим производства по переработке резины, стекла и пластика, которые сейчас у нас в стране не перерабатываются. "Но, к сожалению в органах управления есть силы, которые хотят лишь заткнуть этими деньгами дыры в бюджете", — сетует Виктор Ковшевный.
В результате новый сбор не только не способствует развитию рынка утилизации, но и может принести вред другим отраслям экономики, особенно в условиях надвигающегося кризиса. Например, по данным "Auto–Dealer–СПб", в мае в Петербурге впервые с 2009 года начало снижаться производство автомобилей. Если к цене добавится еще и утилизационный сбор, существующая ситуация может усугубиться.
Я не верю, что эти деньги действительно пойдут по назначению, даже если будет создан специальный фонд. Например, стабилизационный фонд существует у нас уже достаточно давно, но деньги из него никогда не направлялись в отечественную экономику. Правительство, наоборот, всеми способами сдерживало денежную массу. Мы же не в Китае живем, в котором власти стараются оживить экономику за счет быстрой оборачиваемости средств. К тому же уже лет пять в нашей стране огромные средства уходят в дорожные фонды. Разве за это время у нас дороги лучше стали? Утилизационный сбор, на мой вгляд, — это лишь очередной повод собрать деньги с населения.
Константин Шаршаков
заместитель руководителя Северо–Западного представительства Ассоциации международных перевозчиков
Я не думаю, что Россия созрела для утилизации. У нас из 40 млн машин только 10 млн моложе 10 лет. Машина в том виде, в котором ее сдают на утилизацию в той же Германии, у нас еще может продаваться и продаваться. Если обратиться к статистике, то можно увидеть, что в России количество автомобилей на душу населения гораздо ниже, чем в Европе. Как только авторынок достигнет своего насыщения, можно будет говорить о такой необходимости. Лично я от утилизационного сбора никак не пострадал. Если машина премиум–класса дорожает, она лишь приобретает дополнительный блеск.
Григорий Брудный
генеральный директор Gregory's Cars