В банк за страховкой

На банкострахование приходится до 20% продаж страховых компаний. Впрочем, прибыльность этого канала начинает снижаться, говорят эксперты.

Сегодня через банковский канал реализуются программы автострахования, страхования имущества, а также страхования жизни и здоровья. Для автокредитов предусмотрены полисы каско, при оформлении ипотеки заемщик приобретает программу комплексного страхования (залоговое имущество, жизнь и здоровье заемщика, титул). "При оформлении потребкредитов заемщику предлагают страхование от несчастных случаев и болезней, при этом многие банки снижают процентную ставку по кредиту со страховкой на несколько пунктов. Так, заемщик не только получает страховую защиту, но и уменьшает сумму переплаты по кредиту", — говорит Владимир Храбрых, директор филиала ОСАО "Ингосстрах" в Петербурге.

Самый активный канал

"Мы наблюдаем рост интереса к страховым продуктам. Заемщик, понимая, что в случае его болезни или потери работы обязательства перед банком останутся, старается обезопасить себя и членов семьи от возможной временной потери платежеспособности", — говорит Юлия Бересневич, начальник управления операционной поддержки филиала "Петровский" банка "Открытие".
Затраты на приобретение полиса несоизмеримо малы по сравнению с рисками клиента при наступлении страхового случая. "Страхуются практически все виды кредитов: ипотека, карты, потребкредиты, есть страховые продукты для малого и среднего бизнеса", — отмечает Мария Тимошенко, начальник управления по взаимодействию со страховыми компаниями "Ренессанс Кредит".
Основные продажи, по словам Владимира Храбрых, поступают через автосалоны, которые активно продают кредитные и страховые продукты, а также непосредственно банковский канал продаж. Для страховых компаний банковский канал является одним из самых активных и динамичных, объемы продаж постоянно растут, следуя за развитием банковского рынка и увеличением доли выданных кредитов, отмечает он. "Сотрудник страховой компании обязательно выезжает в банк к клиенту перед проведением сделки для подписания договора комплексного страхования. Так как банк сотрудничает с большим количеством страховых компаний, у клиентов нет сложностей с выбором страховщика", — говорит управляющий петербургским филиалом банка "Петрокоммерц" Алексей Понкратьев.

Понятная схема

В корпоративном сегменте кредиты не страхуются. Для этого в страховых компаниях должны быть свои службы оценки кредитных рисков, и возникает дублирование структуры банка, что весьма затратно, объясняет Алексей Понкратьев.
В основном корпоративные клиенты страхуют залоги по кредитам, что более ясно и понятно для страховых компаний, говорят эксперты.

Прибыльность на спад

По итогам 2012 г. банкострахование составило около 20% общего объема рынка, или 160 млрд рублей, по данным "Эксперта РА". При сохранении благоприятной рыночной конъюнктуры рынок банкострахования продолжит расти и даст страховым компаниям дополнительные возможности для наращивания объемов премий, уверен Владимир Храбрых.
Однако прибыльность этого канала снижается. Банкострахование и все продукты, которые с ним связаны, развиваются достаточно давно и успешно, однако вместе с ростом бизнеса увеличивается и комиссионное вознаграждение банков, что в целом снижает прибыльность данного канала, полагает Олег Воробьев, директор по стратегическому развитию "БИН Страхование".