Корпорация против частника

СПб. Оконный рынок делят между собой розничные компании, "корпоративные" игроки (установка окон в новостройки) и дилеры.

Цены на окна существенно не повышались последние 3 года. "Рынок сужается, и происходит падение спроса примерно на 5 – 10% в год. Через несколько лет он, конечно, стабилизируется, но на гораздо меньших объемах, — говорит Максим Яковлев, владелец компании "Окна Панорама". — В последние несколько лет объем рынка падает везде, кроме корпоратива. Это связано с тем, что большую часть квартир оконные компании уже застеклили и менять пластиковые окна нужно будет еще не скоро (срок службы пластиковых окон составляет почти 60 лет). Корпоративный рынок живет своей жизнью, он более–менее стабилен, ведь тут количество заказываемых окон зависит от того, сколько домов планируется построить".

На стороне

В Петербурге насчитывается несколько тысяч компаний, продающих окна в розницу, примерно 200 производителей разного уровня, при этом хорошие объемы производства (400 – 600 окон в день) лишь у десятка компаний. Наиболее крупные производители в Петербурге — компании "Форте" и WinDoors, сотрудничающие как с дилерами, так и напрямую со строительными компаниями.
По экспертным оценкам, соотношение строительных компаний и частных клиентов в общем объеме заказчиков оконных компаний на петербургском рынке — 60 / 40. Если у застройщика нет своего производства окон, то он либо напрямую заключает контракт с производителем, либо проводит тендер. По свидетельству представителей оконных компаний, большинство крупных застройщиков, ранее имевших собственные оконные производства, их закрыли и теперь предпочитают заключать договоры на производство окон со сторонними компаниями. Выбор у застройщиков довольно большой, так что всегда можно найти того, кто готов "подвинуться" в цене.

Непростая розница

Розничные "оконные" компании на 100% нацелены на частного клиента. "Они, как правило, не повышают цену на сами окна, зарабатывая на монтаже и вывозе мусора после окончания работ", — говорит Денис Богачев, директор компании "Окна Века", подчеркивая, что в целом для оконного рынка характерны низкая рентабельность, высокая конкуренция и, соответственно, перенасыщенность в плане предложения.
Он также отмечает, что в условиях текущей рыночной ситуации особенно непросто приходится компаниям, нацеленным на работу с частными клиентами. "Я не представляю, как выживают оконные компании, у которых среди клиентов отсутствуют строители, ведь в настоящее время именно строительные компании занимают первое место среди потребителей оконных конструкций. Увы, доля частных заказов значительно снизилась по сравнению с предыдущими годами, но наряду с данной тенденцией существует и другая: частники больше стали ориентироваться не только на цену, но и на качество окон", — говорит Денис Богачев.

Легкое снижение

В настоящее время в среднем по рынку монтаж одного окна обходится в 800 – 1000 рублей, в то время как комплекс работ по установке одного окна, включая его стоимость, — в среднем 12 – 15 тыс. рублей. Цены сохраняются на этом уровне уже не первый год. "На стоимость окон влияет в основном только стоимость комплектующих, прежде всего стеклопакетов. Летом стекольщики поднимают цены, зимой снижают их", — поясняет Максим Яковлев.
По данным "О. К. Н. А. Маркетинг", Северо–Западный регион в январе 2013 года показал легкое снижение среднерыночной стоимости пластиковых окон на 0,1%, достигнув 4 863 рублей, а окна ПВХ "под ключ", напротив, подорожали на 2,3%, до 7 721 рубля за 1 м2. Тенденцию к каким–либо кардинальным изменениям на рынке эксперты пока не видят. "Рынок продолжит расти на 10 – 15% в год, продолжится и внутрирыночное перераспределение: компании будут укрупняться, мелкие игроки — уходить с рынка", — считает Денис Богачев.