Движущие силы экскаваторов

Строительные компании и предприятия дорожного хозяйства различного масштаба, проводящие землеройные и погрузочные работы, в 60% случаев берут экскаваторы–погрузчики в лизинг.

По словам участников рынка, лизинговые схемы более выгодны с точки зрения простоты оформления, налоговых выплат, к тому же приобретение спецтехники в лизинг не требует изъятия из оборота большого объема средств. "В качестве залога идет сама техника, платежи относятся на затраты, тем самым понижая налог на прибыль, и с лизингового платежа возмещается НДС", — перечисляет выгоды Юлия Бачище, директор филиала в Санкт–Петербурге, компании "ВТБ 24 Лизинг".
На покупку экскаваторов решаются далеко не все, ведь стоимость единицы техники варьируется в пределах от 3 до 20 млн рублей — в этом случае компании–покупатели обычно задействуют собственные средства. "Как правило, производитель дает отсрочку при покупке — но выборочно, лишь крупным компаниям с хорошей репутацией и многолетним опытом работы на рынке строительства. В общей структуре потребителей данного типа оборудования компаний, покупающих технику, всего порядка 10%. Лизинговыми схемами пользуется примерно 60% компаний — это средний бизнес. Остальные 30% — компании мелкого бизнеса, которые вынуждены при возникновении необходимости брать экскаваторы в аренду, хотя это недешевое удовольствие", — говорит Сергей Загорский, коммерческий директор ООО "Петербургская лизинговая компания".
Парк компании "ЛенТрансСтрой", входящей в группу "Возрождение", насчитывает около 200 единиц дорожно–строительных и специальных машин. "Оптимальным способом приобретения техники является лизинг. После оформления документов техника сразу оказывается в работе и даже с учетом первоначальных финансовых вложений новое оборудование начинает приносить компании прибыль. Основная часть нашего парка была приобретена в лизинг", — комментирует Кирилл Акимов, генеральный директор ООО "ЛенТрансСтрой".

Предпочтительнее цены

Российские строители и дорожники предпочитают зарубежные экскаваторы — лидером рынка уже не первый год остается британский бренд JBC, хотя конкурирующие компании Европы и Азии не дремлют, разрабатывая и запуская на рынок новые модели техники. По данным "Петербургской лизинговой компании", в 2011 году в России было продано 3500 единиц спецтехники JBC, 2000 — HYUNDAI (Южная Корея), и лишь по 1500 — Hitachi (Япония) и Caterpillar (США).
"Последние 2 года на рынке активно продвигается китайская спецтехника, но пока она не заслужила безусловного доверия потребителей. Спрос на китайские экскаваторы очень близок к уровню спроса на отечественные — в общей сложности спрос на китайскую и российскую спецтехнику не превышает отметки 30%. В 70% случаев клиенты приобретают экскаваторы европейских компаний, благо в России работают и официальные дилеры компаний–производителей, и так называемые мультибрендовые компании, предлагающие экскаваторы, произведенные в различных странах", — говорит Дмитрий Смирнов, ведущий менеджер по лизингу компании "ВТБ 24 Лизинг". Более того, ряд зарубежных компаний с целью снижения стоимости своих продуктов на рынке приняли решение о локализации производства в России: Caterpillar, Komatsu, Terex, аналогичные планы имеет компания VOLVOCE, которая на настоящий момент уже организовала сборочное производство гусеничных экскаваторов в Калуге.
Объясняется выбор в пользу зарубежной спецтехники просто — высокое качество продуктов. Компании–производители постоянно улучшают технические характеристики моделей, особое внимание уделяется элементам управления, надежности гидравлических систем и экономичности в использовании. Покупателей не останавливает цена импортной техники, которая, по словам экспертов рынка, на 60 – 70% дороже экскаваторов российского производства. "Рынок отечественных экскаваторов–погрузчиков в настоящий момент переживает тяжелые времена. Основная причина — в отставании технических характеристик от потребностей рынка, а также слабая сервисная база", — комментирует Сергей Васильев, директор по логистике ГК "АКРОС".

Диктует экономика страны

В последние несколько лет рынок экскаваторов–погрузчиков растет в среднем на 8 – 10% в год. "Причина роста — развитие крупных инфраструктурных объектов. 2010 год принес с собой оживление строительного рынка, а значит, и рост спроса на экскаваторы, однако восстановление до докризисных показателей произошло лишь в 2011 году. Кризис 2008 года существенно отразился на рынке продаж экскаваторов–погрузчиков, падение по некоторым производителям составило до 70%", — приводит статистику Сергей Васильев.
Сергей Загорский отмечает, что основное количество работ, при которых используются экскаваторы, приходится на Ленобласть, где в последнее время реализуется гораздо больше проектов, связанных с дорожным строительством, чем в Петербурге.
Экскаваторы–погрузчики с точки зрения лизинговых компаний — весьма неоднозначный продукт. "Это один из наиболее рискованных для нас сегментов, ведь основные потребители продукта — строительные компании, а кризис в первую очередь влияет на строительный бизнес. Замораживаются стройки, и компании останавливают выплаты", — поясняет Егор Большаков, ведущий менеджер по лизингу компании "ВТБ 24 Лизинг".
Таким образом, развитие сегмента экскаваторов–погрузчиков напрямую зависит от конъюнктуры рынка и экономического состояния в стране в целом. "А предсказать, что произойдет в России, невозможно — так что говорить о стабильности сегмента не приходится", — говорят эксперты.