Связаны одним проектом

Бизнес готов инвестировать в инфраструктуру, если власть будет играть по правилам. Но пока даже общих правил нет.

Исторически инфраструктурные проекты всегда были государственными. Как пелось в песне, "время стучало БАМ", а на великие стройки коммунизма съезжались добровольцы со всей страны. С тех пор энтузиазм сильно поутих, а дороги и электростанции строить по–прежнему надо.

Кредитная история

Наиболее очевидный способ привлечения капитала — это банковский кредит.
"Частному инвестору в том или ином виде надо прогарантировать источники погашения кредитов или возврата инвестиций", — рассказывает первый заместитель президента — председателя правления Банка Москвы Александр Ястриб. Самостоятельно сделать это в рамках масштабной стройки инвестор не в силах, поэтому без участия государства реализация подобных проектов невозможна.Например, при строительстве Юго–Западных очистных сооружений из 181,4 млн евро 121,72 млн евро составили кредитные средства. "Всего в проекте принимали участие 15 финансирующих организаций, включая поддержку правительств северных стран, организаций–доноров и европейских банков", — рассказал генеральный директор ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" Феликс Кармазинов. Но возврат этих кредитов осуществлялся из бюджета, так что риски кредиторов были минимальны.
Привлекаются средства через выпуск облигаций. Так, для строительства "Водоканалом" главного канализационного коллектора был размещен заем на сумму 2 млрд рублей. ОАО "Ленэнерго" в июле 2012 г. разместило биржевые облигации на сумму 3 млрд рублей для финансирования инвестпрограммы.

Неравный брак

Основной формой привлечения частных средств эксперты считают все же государственно–частное партнерство (ГЧП). В Петербурге на основе ГЧП идет строительство центральной части Западного скоростного диаметра и строительство нового терминала аэропорта Пулково. "Это первый проект ГЧП в России, реализуемый без субсидий / гарантий государства", — подчеркивает глава управления финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитала" Олег Панкратов.
Одна из проблем заключается в том, что на федеральном уровне до сих пор не принят закон о ГЧП — он прошел только первое чтение в Госдуме.
"Если будут законодательно прописаны приемлемые для банков и инвесторов условия, тогда в сферу ГЧП пойдут деньги, — комментирует Александр Ястриб. — Если они не будут прописаны, тогда государству придется финансировать проекты самостоятельно".
При этом прописанные в законе условия должны еще и исполняться. "При разработке законодательства было много споров о том, какие гарантии у концессионеров. Выяснилось, что обязанностей у бизнеса предостаточно, а прав минимально", — говорит руководитель офиса "Грант Торнтон" в Санкт–Петербурге Алексей Пушкарев. По его словам, нельзя государству все время пытаться усидеть на двух стульях: получить качественную инфраструктуру, при этом держать концессионера постоянно в напряжении в вопросах документации, согласований и т. п.
Так, председатель совета директоров ООО "Транспроект" Виталий Максимов считает перспективным создание на основе ГЧП бесплатных объектов общественной инфраструктуры. В этом случае инвестор получает средства от государства за эксплуатационную доступность объекта и уровень его содержания, а не напрямую собирает плату с потребителей.
Олег Панкратов среди инструментов привлечения частного капитала называет также инфраструктурные облигации (гарантии государства для стратегически важных проектов) и проектные облигации (на стадии эксплуатации объекта). "Такие ценные бумаги должны стать привлекательным инструментом прежде всего для таких инвесторов, как Пенсионный фонд, инвестиционные фонды, банки", — соглашается Александр Ястриб.