"Деловой Петербург". Убаюкивающий шум печатного станка

Автор фото: Свистунова Валентина

 Редактор dp.ru - о судьбоносном дне для Федеральной резервной системы

Сегодня начнется судьбоносное для финансовых рынков заседание Комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы США. Учетную ставку комитет, очевидно, оставит низкой. Во всяком случае, никто из экспертов изменения ставок не ожидает. Боятся они другого — что глава ФРС Бен Бернанке каким–то образом намекнет на скорое замедление печатного станка, выбрасывающего на рынок все новые порции долларов.
Интрига появилась несколько недель назад, когда, задолго до своей июньской встречи, некоторые члены комитета начали публично высказываться в пользу сворачивания так называемого третьего этапа количественного смягчения, который заключается в выкупе американским центробанком гособлигаций и ипотечных бумаг на сумму $85 млрд ежемесячно. Даже призрачная перспектива уменьшения денежной подпитки заставила инвесторов нервничать, распродавать активы и покупать доллары. Правда, в последние 3 дня паника стихла. Курс доллара США стал снижаться, в том числе и по отношению к российскому рублю. Активы начали дорожать. Следующая волна снижения начнется, только если Бернанке оправдает ожидания пессимистов.
Впрочем, кого в данной ситуации считать пессимистом — еще вопрос. Ведь длящееся уже несколько лет денежное стимулирование мировой экономики пока не приводит к ее заметному росту. Вечно продолжаться такое стимулирование не может, потому что увеличивает угрозу инфляционного скачка. И с точки зрения людей, опасающихся высокой инфляции, оптимистичным вариантом было бы как раз торможение печатного станка. Однако пока таких не много. У большинства финансистов убаюкивающий шум этого станка вошел в привычку. На днях даже Международный валютный фонд, понизив прогноз по экономическому росту в США, одновременно призвал ФРС воздержаться от преждевременного сокращения стимулирующих программ. Тем временем в ряде стран, в том числе и в России, все активнее обсуждаются идеи, как перенаправить средства пенсионных фондов из гособлигаций в более рискованные финансовые инструменты. С одной стороны, это подтолкнет экономики к росту. С другой — хотя бы частично убережет будущие пенсии от инфляционного обесценивания.