"Деловой Петербург". Транспортная задача омбудсмена

Автор фото: Свистунова Валентина

По инициативе грузоперевозчиков уполномоченный по правам предпринимателей Петербурга Александр Абросимов попросит Смольный отменить запрет на въезд в город грузовиков без специального пропуска.

Петербургский бизнес–омбудсмен Александр Абросимов на встрече с местными перевозчиками пообещал им буквально на этой неделе созвать в Смольном совещание и подготовить обращение к губернатору с просьбой отменить запрет на въезд в город грузовиков массой более 8 т без специального пропуска. Кроме того, перевозчики попросили защитника бизнеса посодействовать отмене постановления Минтранса РФ об обязательном применении на автобусах и грузовиках исключительно российских тахографов (прибор учета скорости, маршрута, времени труда и отдыха водителя).

Губернаторский пропуск

Формально ограничения на въезд грузовиков в Петербург начали действовать с 1 июня. Однако к этому сроку городские власти не подготовились должным образом — разрешительные документы еще только печатаются. Постановление, ограничивающее грузовое движение, городское правительство, как уже писал "ДП", приняло в 2012 году. Документ по поручению губернатора подготовил почивший в бозе комитет по транспортно–транзитной политике. Часть его функций подхватил комитет по благоустройству и дорожному хозяйству — он будет бесплатно выдавать разрешения на въезд.
Перевозчики отмечают, что городской нормативный акт противоречит федеральному законодательству. "По правилам дорожного движения мы можем подъехать к любому грузообразующему объекту с ближайшего перекрестка, даже если движение грузовиков там запрещено", — поясняет генеральный директор ТЛК "УМИАТ" Алексей Патрухин.
Законодательные противоречия открывают перед перевозчиками судебные перспективы. Но для начала тяжбы нужны основания — штраф ГИБДД за отсутствие пропуска или претензия от грузовладельца, а их пока нет. Сотрудники ГИБДД, призванные контролировать наличие документа, разрешающего въехать в Петербург, из–за отсутствия системы выдачи пропусков до 1 июля обещают перевозчиков не трогать.
Идея ввести пропускную систему впервые появилась при губернаторе Владимире Яковлеве, когда еще не было КАД. Сейчас подобные меры не столь актуальны — они не только не решат проблемы загруженности дорог, но могут еще обострить ее и ухудшить экологическую обстановку. По словам Валерия Волкова, генерального директора Невско–Балтийской транспортной компании, одну фуру заменят примерно 10–11 "газелей", которые займут на дорогах больше места, чем один большегруз; к тому же они потребляют значительно больше топлива и производят больше вредных выбросов. Словом, чтобы в городе стало меньшегрузовиков, надо выводить за КАД грузообразующие предприятия: пока они находятся в городе, грузовики будут по нему ездить.
Перевозчики признаются, что отнеслись бы к законодательной инициативе городских властей с меньшим скепсисом, если бы Смольный ограничил въезд в город только грузовикам иногородних компаний.

Прибор Минтранса

Второй насущный для транспортников вопрос — это постановление № 36 Минтранса РФ, обязывающее всех перевозчиков до 2015 года оборудовать свои автомобили исключительно отечественными тахографами с блоком СКЗИ (система криптографической защиты информации).
Российский аналог, оснащенный к тому же приборами ГЛОНАСС, в отличие от иностранных, сможет запоминать маршрут движения автомобиля. Эта функция очень актуальна в преддверии новаций госкорпорации "Росавтодор", которая хочет с 2015 года взимать с собственников грузовиков плату за пользование федеральными трассами из расчета 3,5 рубля за 1 км. Общая стоимость пробега будет определяться на основе данных ГЛОНАСС.
Перевозчики в целом не против тахографов, но им не нравится идея замены в иностранных автомобилях штатных приборов на отечественные, которые нельзя использовать за границей. Кроме того, перевозчики недовольны высокой ценой прибора с блоком СКЗИ, который, как уже писал "ДП", производит единственная в стране организация — подконтрольное ФСБ ФГУП "НТЦ "Атлас". Это обстоятельство не понравилось и Федеральной антимонопольной службе: в мае она возбудила против Минтранса дело о нарушении антимонопольного законодательства, и пока замена тахографов отложена, но петербургские перевозчики надеются, что омбудсмен добьется полной отмены приказа Минтранса и им не придется тратить 70 млрдрублей на замену приборов.
По словам Сергея Ковальчука, генерального директора компании "Трансэк", в последнее время в России принимаются нормы, ставящие отечественных перевозчиков в неравные условия с иностранными.