Всего 3% готовы идти до конца

 

По статистике, в Силиконовой долине выживает 10 стартапов из 100. Российская тусовка интернет–стартаперов берет этот показатель за эталон. С одной стороны, он показывает, как сложно сделать прибыльным интернет–бизнес, с другой — дает хорошие цифры, чтобы оправдаться в случае чего. Ну а что вы хотели, ведь даже в долине…
Но это в долине, там другая предпринимательская культура и инфраструктура.
Моя компания каждые 2 месяца проводит мероприятия по всей России для проектов, которые находятся в процессе поиска команды и иногда не имеют даже четко сформулированной идеи. В основном участвуют интернет–проекты, но иногда приходят стартапы с роботами или свежеразработанными гаджетами. Из тех идей, что прошли через нас за 3,5 года, бизнесом стали не более 3%. Некоторые вышли на миллионные рублевые обороты, некоторые замерли на цифре, достаточной для того, чтобы кое–как прокормить пару основателей.
Каждый раз, глядя в горящие глаза основателя, я мысленно желаю ему выдержать столкновение со страшным реальным миром.
Большая часть проектов делается just for fun. Основатель не имеет серьезных планов на проект, и команда разбредается на следующий день.
Вторая категория интереснее — это команды, которые идут дальше: продумывают бизнес–процессы, завершают разработку продукта и выходят с ним на рынок. А дальше на стартапера обрушивается реальность: чтобы проект выжил, нужно заниматься мерзкими продажами. Приходится вылезать из уютного гаража и делать собственно бизнес. Никто не любит заниматься продажами. Гораздо приятнее сидеть в окружении таких же, как ты, интеллектуалов, писать код, строить графики и планировать чистую прибыль.
Но первый же звонок потенциальному клиенту и отказ повергают стартапера в великое уныние и непонимание, что делать дальше. Вот в этот момент и умирает вторая категория. За минусом тех 3%, разумеется.
Нельзя сказать, что проекты, ставшие бизнесом, на начальном этапе отличались от тех, кто сдался. Все одинаково собирают команду, мучаются с бизнес–моделью и презентацией. Но в какой–то момент самые упорные могут проявить настойчивость, выкрутиться, продать машину, перезанять денег на зарплату коллегам, а остальные — нет.
Единственное, что объединяет 3% проектов, — желание идти до конца. И молодые люди, попивающие капучино с ноутбуком на коленях, мелькающие на фото в соцсетях, типичные такие стартаперы, не имеют ничего общего с бизнесменами. Потому что интернет–проект — это такой же бизнес, как и любой другой.