"Деловой Петербург". Автопром поехал в отпуск

Автор фото: Яндолин Роман

Автопроизводители Петербурга и Ленобласти сокращают выпуск легковых автомобилей из–за падения спроса на них. При этом у сотрудников предприятия General Motors корпоративные каникулы будут длиннее обычного.

Автопроизводители Петербурга и Ленобласти готовятся к ежегодным коллективным летним отпускам. Причем в этом году летние каникулы у некоторых заводов затянутся. Например, General Motors не будет работать почти месяц — с 22 июля по 24 августа. В прошлом году предприятие останавливалось только на 2 недели — с 29 июля по 11 августа. Остальные заводы не изменят традиции: так, Ford, как и в прошлом году, будет отдыхать 3 недели (8–29 июля), Nissan и Toyota — 2 недели (с 20 июля по 4 августа и 15–28 июля соответственно).
В новогодние праздники, которые большинство автопроизводителей отмечали синхронно с остальными трудящимися (с 28–30 декабря по 9 января), дольше всех отдыхал Ford: он остановил производство еще 17 декабря. До этого осенью 2012 года завод неоднократно объявлял внеплановые выходные, что вызвало недовольство профсоюза.
Завод Nissan за последний год тоже несколько раз останавливал производство, а в феврале 2013 года руководство предприятия заявило, что сокращает объемы выпуска и переходит на четырехдневную рабочую неделю. Зарплату рабочим при этом обещали не снижать. Дважды в 2012 году останавливал конвейер и General Motors.

Рынок падает

Исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов объясняет эти события на рынке общим падением продаж новых машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в целом по стране в мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2012–го снижение составило 12%, в апреле — 8%.
При этом автопроизводители Петербурга и Ленобласти наращивают объемы выпуска. Аналитики "Auto–Dealer–СПб" подсчитали, что в апреле (более свежих данных у аналитиков нет) с конвейеров всех местных заводов сошло 38,2 тыс. машин, что на 21% больше, чем в апреле 2012 года. Правда, по итогам января–апреля показатели менее оптимистичны, хотя динамика все же положительная — плюс 12% (138,5 тыс. единиц в 2013 году против 123,4 тыс. в 2012–м).
Директор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин считает, что петербургский рост автопроизводства — это сезонное явление: автоконцерны готовят запас автомашин к летним каникулам. Кроме того, добавляет эксперт, на общую статистику повлияло то, что в этом году на General Motors стартовала сборка нескольких новых моделей.
Некоторые предприятия, следуя за падением спроса, сокращают и объемы производства. Например, компания Ford Motor Company в I квартале текущего года снизила объем выпуска по сравнению с январем–мартом 2012 года более чем на 13%.
Вице–президент Ford Motor Company Джим Фарли признает, что спрос на автомобили падает, однако за счет роста продаж внедорожников в России компании удается несколько компенсировать этот эффект.
Еще в начале текущего года эксперты предупреждали, что рынку грозит перенасыщение. По прогнозам "Auto–Dealer–СПб", в этом году общероссийские продажи легковых авто вырастут не более чем на 5%, а петербургские — на 1–2%. Для сравнения: в 2012 году рост составил соответственно 11 и 7%.

Компоненты не падают

Негативная динамика автоконцернов пока не отражается на производителях автокомпонентов, говорит Майя Свиридова, представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО.
"Планы по выпуску автокомпонентов определяются задолго до того, как продукция отгружается на автозаводы, поэтому общее падение автопрома скажется на рынке автокомпонентов не раньше 2014 года", — поясняет Майя Свиридова. По ее словам, некоторые заводы автокомпонентов тоже уходят в летние корпоративные отпуска, но это не столь распространенная практика, как у автоконцернов. К тому же около 70% производителей автокомпонентов — предприятия малого и среднего бизнеса, а они строят свою работу иначе, чем крупные автогиганты.
Я думаю, что падение продаж легковых автомобилей связано с перенасыщением рынка. Покупательная способность населения пришла к некоторому пределу на сегодняшний день. Кстати, и на рынке производства грузовых машин наблюдается схожая тенденция. Что касается производства автокомпонентов, то было бы неплохо, если бы в этом году объемы их изготовления остались хотя бы на прошлогоднем уровне. На этот счет есть сомнения — производственные площадки заполнены нереализованной продукцией. Спрос растет только на компоненты для производства газовых автомобилей.
Денис Макаров
исполнительный директор Санкт–Петербургской ассоциации производителей автокомпонентов