"Деловой Петербург". Выставка немецкой живописи и графики в Главном штабе

Историк Лев Лурье побывал на выставке немецкой живописи и графики: "Против света. Из коллекции Джорджа Эконому", открывшейся в Главном штабе.

Немецкая живопись имела всемирное значение дважды: во времена Дюрера, Кранаха и Гольбейна и после Первой мировой войны — во времена Ремарка, Марлен Дитрих и Бертольда Брехта. Париж на некоторое время отошел на второй план, и локомотивами мирового искусства стали Берлин и Петроград (с Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным и Павлом Филоновым). Создатели немецкого экспрессионизма Отто Дикс, Кристиан Шад, Георг Гросс, Конрад Феликсмюллер (сверстники наших Ахматовой, Маяковского и Мандельштама) начали выставляться перед Первой мировой войной, пережили ее ужасы и стали по–настоящему известны в начале 1920–х. Их мрачное, на гране гротеска, искусство не представлено в коллекциях российских музеев. Да и на Западе их сохранилось не много: искусство экспрессионистов было объявлено в гитлеровской Германии дегенеративным и подлежало уничтожению.
Греческий судовладелец Джордж Эконому за несколько лет сумел собрать коллекцию произведений почти не представленных на мировом художественном рынке, небанальную и очень дорогую.
В небольшой выставке (три зала, 26 работ) в глубине Главного штаба экспрессионистам посвящено только начало экспозиции. Здесь — "Дама в меховом пальто" (1923) и "Урсус в колыбели" (1927) Отто Дикса, "Спящая" Эриха Хеккеля (1914), "Женщина с ребенком и девочки на дороге" (1913) и "Нищий на Прахатитце" (1924) Августа Макке, "Отдых дамы" (1912) Эрнста Кирхнера.
Два следующих зала отданы неоэкспрессионистам — художникам, начинавшим в конце 1970–х — начале 1980–х годов. Работали они с оглядкой на своих предшественников, особенно заметно эта перекличка у самого известного среди них Георга Базелица ("Орел в постели", "Модель 70–х снова поет", "Одна нога").
Завершает выставку мощный "Темпельхоф" Ансельма Кифера. Темпельхоф — некогда главный аэропорт гитлеровского Берлина, а потом Западного Берлина. Именно здесь каждую минуту приземлялись американские B–52 ("аэролифт") во время блокады города 1948 года. Руины заброшенного Темпельхофа — ироническая и горькая парафраза античных руин Джованни Пиранези. Как писал Евгений Баратынский:
Предрассудок! Он обломок
Давней правды. Храм упал;
А руин его потомок
Языка не разгадал.
Гонит в нем наш векНадменный,
Не узнав его лица,
Нашей правды Современной
Дряхлолетнего отца.