"Деловой Петербург". Двойная плата

Автор фото: Яндолин Роман

Редактор dp.ru - о том, как забота о клиенте может выйти ему боком.

На этой неделе Ростуризм исключил из Единого федерального реестра туроператоров 260 компаний, занимающихся выездным туризмом, не вошедших в ассоциацию "Турпомощь". Из них почти 40 операторов петербургских. "Не вошли" значит, что они не заплатили 100 тыс. рублей в так называемый компенсационный фонд ассоциации, деньги из которого должны пойти на помощь туристам, попавшим в сложную ситуацию по вине туроператора. Ну, и еще они не заплатили 10 тыс. рублей "на оперативные расходы".
В общем–то всем нам, время от времени оказывающимся клиентами туркомпаний, нужно радоваться: в случае чего заплатит, с одной стороны, страховая компания, которая подтверждает финансовое обеспечение туроператора, с другой — "Турпомощь". Но что–то мешает в полной мере отдаться чувству радости от такой всеобъемлющей заботы.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что страховщики и "Турпомощь", по сути, занимаются одним и тем же. Точнее, берут деньги с туроператоров за одно и то же: говоря юридическим языком, "за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта". Отличие лишь в том, что "Турпомощь" намерена принимать решение о необходимости экстренной помощи в течение 24 часов (подчеркнем, что имеется в виду именно решение, а не оказание самой помощи, а что подразумевать под экстренной помощью, вообще еще не придумали), в то время как страховщики в этот срок явно не укладываются.
Два раза платить нужно в обязательном порядке — на уровне закона. Потому как нельзя попасть в реестр Ростуризма (то есть заниматься туристической деятельностью) без страховки и без членства в ассоциации.
Кстати, с трудом верится, что миллионы, которые сейчас уже собраны на счету фонда, будут лежать там не двигаясь, ожидая крушения кого–то из туроператоров.
И что интересно: можно не останавливаться на одной "Турпомощи". Пусть будет еще "Супер Турпомощь",которая примет решение не за 24 часа, а часов за восемь. Также крайне необходимы "Турпомощь–Земля" (решает вопросы только с отелями) и "Турпомощь–Воздух" (разбирается с авиакомпаниями). И состоять членом всех этих фондов — закон. А кто не вступит — отключим газ.
Немного смущает молчание туроператоров, которые дважды платят за одно и то же и не зовут на помощь юристов. Впрочем, почему безмолвствуют крупные игроки рынка — понятно: в конкуренции все средства хороши, а двойная оплата убирает с рынка небольшие компании. Но молчание создает прецедент, который точно плохо скажется на потребителях. И не только туруслуг.
Потому что теперь и другие отрасли, где нет обязательной сертификации, но есть риски для конечного потребителя, могут делать то же самое. Сначала они будут платить страховку, потом за то же самое понесут деньги в фонды.
А за все это кто в конце концов заплатит? Вот–вот!