"Деловой Петербург". Ресторатор Евгений Никифоров - о бизнесе, начавшемся с семейного застолья/Съездили к маме и открыли бизнес

Ресторатор и шеф-повар Николай Никифоров сначала организовал выездное застолье для своей семьи, а затем, вдохновившись успехом у родственников и освоив методы партизанского маркетинга, - кейтеринговую фирму.

С 2007 года я занимаюсь выездным ресторанным обслуживанием. Этот бизнес начался не так, как у всех. Обычно все начинают со своей идеи, а я как–то поехал в Краснодарский край на день рождения к маме, взял с собой помощника, и мы, преодолев 1500 км, смогли организовать банкет на 35 человек. Застолье превзошло все ожидания гостей. У нас на юге с общепитом вообще большое отставание по качеству, сервису и разнообразию выбора. Летом езжу отдыхать к нам на побережье Черного моря и в кафе и ресторанах стараюсь не есть, потому что готовить хотя бы вкусно там или не хотят, или не умеют, или и то и другое сразу. Однажды мой друг заказывал салат с модным названием "Краб Монте Кристо" и, когда съел уже половину, понял, почему он так называется: краб из этого салата сбежал! В общем, отсутствовал полностью, официантка замечание проигнорировала и включила в сумму счета 10% за обслуживание. Там так было всегда, и ничего не меняется уже более 10 лет.
Вернувшись в Петербург, я, мой друг и помощник твердо решили, что раз мы можем организовать банкет с выездом за 1500 км, то здесь, в Питере, вообще легко будет этим заниматься. Денег не было, да и теперь мы знали, что для такого бизнеса на начальном этапе они не нужны. Финансы требовались для создания потока входящих клиентов, но и здесь, оказалось, можно обойтись без них. Сейчас такие методы называют партизанским маркетингом, я им тогда занялся вплотную, и это было очень интересно. А помощнику вручил книгу "Языки программирования для чайников", чтобы он сделал сайт. Первый совершенно стандартный для начинающих предпринимателей успех и ошибка — это когда мы сделали сайт и в первую неделю с трепетом ждали, когда нам позвонят клиенты. Через неделю стало все понятно. Сайт сам по себе не создает потоки входящих клиентов! Тем временем расползлись слухи через знакомых, что мы делаем выездные банкеты, и начали появляться новые заказы. Сарафанное радио принесло новые деньги, на которые мы постепенно закупали необходимое оборудование и инвентарь. И конечно же поверили в собственные силы. Иногда появлялись клиенты, которые видели, что мы еще молодые предприниматели, и всячески старались на нас надавить и сбить цену до ноля. Пару раз я повелся на обещания, что на банкете будет губернатор, и что нас могут заметить, и тогда нам крупно повезло. Это все для повышения значимости и важности мероприятия, чтобы сбить цену, типа: вам крупно повезет, если вы бесплатно накроете фуршет. Сейчас мы таким заказчикам сразу объясняем, что для нас имеет значение сам заказ и прибыль, а не важность гостей на нем. Хотя бывают важные гости, для которых хочется сделать мероприятие за свой счет, но это желание идет вразрез с целями фирмы.