Автомобилистов манит заграница

Количество выезжающих за рубеж автомобилистов растет. Вслед за этим увеличиваются страховые сборы и выплаты по полисам "зеленая карта".

В 2012 году страховщики нарастили продажи полисов "зеленая карта" — европейский аналог ОСАГО. Так, за 2012 год объем страховых премий СК "Альянс" в Петербурге, собранных по страхованию гражданской ответственности в рамках системы "Зеленая карта", составил 190,4 млн рублей, что более чем в 2 раза превышает сборы по данному сегменту за 2011 год. Всего компания реализовала 95,8 тыс. "зеленых" полисов, что в 2,6 раза больше, чем за предыдущий год.
Компания "ЭРГО Русь", лидер по объему продаж "зеленой карты" в России, в Петербурге собрала страховых премий на 4% больше (или 13,4 млн рублей), в результате ее портфель увеличился до 334,9 млн рублей. Филиал "Росгосстраха" в СПб и Ленобласти по данному продукту собрал 140 млн рублей (годовой темп роста 120%). Еще около 60 млн рублей от продажи полисов получил петербургский филиал "ВСК" (объем страховой премии вырос более чем в 4,5 раза). Страховые сборы компании "Согласие" по системе "Зеленая карта" в 2012 году в Петербурге увеличились на 70% и составили 52,7 млн рублей.
Всего лицензию на этот вид страхования имеют 10 российских компаний. Причем они находятся в равных условиях — тарифы и срок страхования по "зеленой карте" устанавливаются РСА и согласовываются Минфином. Стоимость полиса зависит от категории транспортного средства, сроков страхования и территории покрытия. Так, минимальный тариф для легковых автомобилей, отправляющихся в страны Шенгена, с апреля 2013 года составляет 1550 рублей на срок 15 дней. Пересмотр стоимости полисов происходит каждый квартал и связан с изменениями обменного курса рубля к евро.

Не как дома

Страховые выплаты в компаниях также росли, но не такими высокими темпами, как премии. В частности, объем выплат по "Зеленой карте" в "ВСК" в 2012 году вырос в 1,6 раза — с 4,2 до 7 млн рублей. "Исходя из нашей статистики выплат по данному виду страхования, жители Петербурга стали реже попадать в ДТП за границей. Трудно сказать, с чем это связано — с ростом ли культуры вождения или правовой грамотности. Скорее всего, низкий уровень аварийности за рубежом является следствием высокого качества транспортной инфраструктуры", — считает Владимир Пыстин, директор СПб филиала СОАО "ВСК".
Российские автомобилисты за границей ездят аккуратнее, чем на родине, подтверждает Отари Стариков, руководитель департамента автострахования филиала ООО "Росгосстрах" в СПб и ЛО. "Все же для россиян угроза потери шенгенской визы — сильная мотивация к соблюдению ПДД, — полагает он. — Но нужно учитывать, что процедура заявления убытков, прохождения документов по инстанциям при страховом случае заграницей весьма длительная и часть убытков еще не заявлена нам для урегулирования". Всего выплаты по убыткам, полученным страхователями за рубежом, в местном филиале "Росгосстраха" составили в прошлом году примерно 5 млн рублей.

Страховка по крупному

Количество ДТП с участием россиян за рубежом в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом с 3411 до 2424 случаев. "Однако необходимо учитывать, что информация об участии транспортных средств, зарегистрированных в РФ, в ДТП поступает с некоторой задержкой и в 2013 году действует порядка 200 тыс. полисов, оформленных в 2012–м. Таким образом, однозначно утверждать, что в 2012 году количество подобных случаев снизилось, нельзя, поскольку на данный момент нет полной информации", — добавляет Алихан Дибиров, начальник управления сопровождения и урегулирования убытков по договорам "зеленая карта" страховой компании "Согласие".
Заместитель генерального директора, директор Северо–Западной дирекции ЗАСО "ЭРГО Русь" Андрей Знаменский отмечает, что частота ДТП с участием наших соотечественников за рубежом в его компании за последний год выросла почти на 25%. "Основной рост произошел из–за использования компаниями–перевозчиками низкоквалифицированных водителей. В качестве примера крупной выплаты по корпоративным клиентам — ДТП в Италии с российским грузовиком, в результате которого погиб один человек и двое получили ранения. Выплата по этому случаю составила 583 тыс. евро", — рассказывает Андрей Знаменский.
По словам эксперта, постепенно и обычные российские автомобилисты начинают чувствовать себя все более расковано за границей — как следствие растет и количество ДТП. Причем, в отличие от ОСАГО, размер выплат по системе "Зеленая карта" в большинстве стран не лимитирован. В частности, самая крупная выплата в компании "ЭРГО Русь" в 2012 году была начислена после гибели мотоциклиста в Греции по вине российской автомобилистки — 785 тыс. евро (выплата пока не произведена из–за забастовки греческих судей).
"При ДТП за рубежом у наших соотечественников (как у компаний–грузоперевозчиков, так и у обычных автомобилистов) возникают определенные трудности. Языковой барьер и непонимание, как вести себя при ДТП в чужой стране, приводят к тому, что чаще виновником ДТП за границей признают россиян, зачастую совершенно несправедливо", — сетует Евгений Дубенский, заместитель генерального директора, директор Северо–Западной дирекции ОАО СК "Альянс".