Свобода, равенство, брюки

Строго говоря, в моде нет ничего женского: все когда–то было придумано для мужчин, даже чулки и туфли на каблуках. И все же знамя феминизма обычно шьется из пары брюк.

Строгий мужской костюм был для Жорж Санд не только символом свободы, но и настоящим спасением, когда нужно было потуже затянуть пояс, в частности, пропуском в театр на запретные для дам дешевые места в партере.
1
В борьбе за равные с мужчиной права женщина способна на самые отчаянные поступки. В частности, потому, что ей решительно нечего терять, кроме своих цепей и еще, может быть бюстгальтера, единственного неоспоримо женского предмета одежды.
Впрочем, на заре феминистического движения, в начале ХХ века, многие дамы отказывались от корсетов, как символа социальных притеснений, так что сегодня их сложно поразить показом Vivienne Westwood, в котором мужчины носят лифчики под свитерами, или рекламной кампанией чудо–белья, увеличивающего грудь, с андрогином Андреем Пежичем в главной роли. Если мужчины хотят пожить в женской шкуре — пусть попробуют, не жалко! В конце концов, право на комфорт и обнажение — не самое заветное, будоражащее женское воображение. Главный трофей представительниц западной цивилизации — это брюки, истинный символ свободы и социального равноправия.

От царицы до писателя

Как в сказке волшебная сила джина неотделима от лампы, так и в реальности магия власти зашита в мужском костюме. Женщины разных эпох искренне верили в неписаное правило: берешься за мужское дело — одевайся как мужчина.
Все началось с Древнего Египта, но не с Клеопарты, а с царицы Хатшепсут, правившей страной более 20 лет во второй половине XV века до нашей эры. Блестящий и мудрый политик носила традиционный костюм фараона, включавший искусственную бороду, важный аксессуар церемоний, и требовала обращаться к себе в мужском роде — "Сын солнца и Повелитель двух земель".
В XV веке нашей эры, в 1429 году, Жанна д`Арк, будущий главнокомандующий французской армией, убедила богословов разрешить ей носить мужской наряд и доспехи — девичьи платья неуместны на войне.
Русская героиня–воительница Надежда Дурова не погибла в Отечественной войне 1812 года, не была причислена к лику святых и в мирное время продолжала выходить в свет в мужском наряде, а также просила называть ее не иначе как Александром Андреевичем Александровым — именно такое имя дал ей император Александр I.
Будущие императрицы Елизавета и Екатерина II завоевывали престол в мужских мундирах. Мужское модное платье сшила себе на заказ Екатерина Дашкова, заняв пост президента Академии наук.
Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен), возлюбленная де Мюссе и Шопена, носила рубашки, шейные платки, жилеты, брюки: что не позволено обыкновенной женщине — позволено писателю. Строгий мужской костюм был для Жорж Санд не только символом свободы, но и настоящим спасением, когда нужно было потуже затянуть пояс, в частности, пропуском в театр на запретные для дам дешевые места в партере.

В мужском обличье

Занимая мужское место в обществе, женщина получает законное право на соответствующий новой роли костюм. А что делать остальным представительницам слабого пола? Бороться за право носить "двойки" и "тройки" — просто потому, что они красивы, комфортны и весьма практичны. Неповоротливое платье в пол, мучительный корсет, туфли на каблуках, нежный шелк и сложнейшая вышивка, сложные прически и замысловатые головные уборы, тяжелые драгоценности… женский костюм — торжественная ода, воспевающая хрупкость слабого пола, нуждающегося в постоянной заботе. Так в Средние века отважные дамы шили для себя штаны–чулки без всякого злого умысла — чтобы не мерзнуть зимой.
Венецианские красотки переодевались в мужское платье, отправляясь на тайное свидание. Англичане ввели в женскую моду редингот, теплое двубортное пальто, прежде служившее аристократам на охоте и прогулках верхом. Коко Шанель мужской костюм очаровывал в том числе практичностью: тельняшки и широкие брюки хороши на морском курорте, строгие и простые жакеты позволяют дышать свободно в городе в прямом смысле слова.
Большую роль в нашей истории сыграло увлечение женщин спортом: еще в конце 1890–х поклонницы велосипедов примерили юбку–брюки. Отсюда рукой подать до лыжного костюма "унисекс", футболки, шортов…

Модный фетиш

Мужской костюм манит, как экзотическая вещица, привезенная из дальних стран: другие формы, ткани, орнаменты, другие смыслы. В эпоху крестовых походов женщины покрывали голову, шею, плечи широким платком, напоминавшим подшлемник рыцаря. После турецких войн XVIII–XIX веков в моде — исключительно женской — были тюрбаны.
В разгар Французской революции дамы в Европе, в том числе и в России, носили якобинские шапки, красные ленты на шее и прически "а–ля гильотина". Это крайности, общий же случай — искусные подделки мужских вещей, которые в женском костюме превращаются в экстравагантные украшения: эполеты, орденские ленты, треуголки, шейные платки и галстуки–бабочки, жакеты с фрачной спинкой.
Во времена Людовика XIV дамы выезжали на охоту в костюме наполовину женском — юбка, туфли на каблуках, наполовину мужском — блуза, галстук, кафтан, треуголка и в придачу парик!
Знаменитые актрисы, от Сары Бернар до Греты Гарбо, шили мужские пары на заказ и шокировали общественность откровенным вольнодумством.
Легендарный смокинг Ива Сен–Лорана из коллекции осень–зима 1966 / 67, вызвавший восторг среди демократичной публики, был довольно прохладно принят в аристократических кругах, и путь в фешенебельные заведения Парижа долго был ему заказан. Знаменитая фотография модели в Le Smoking от Yves Saint Laurent из фотосессии Хельмута Ньютона для Vogue была сделана почти десять лет спустя после фэшн–революции, в 1975.
Не так уж давно мы освободились от предрассудков, возможно, поэтому после пятилетки игры в платья дизайнеры в коллекциях 2013–2014 снова голосуют за брюки в женском гардеробе — здоровая конкуренция мужчинам не повредит.