Полис для перевозчика

Страхование гражданской ответственности перевозчиков не охватило всех игроков. Страховщики не понимают, как посчитать пассажиров, чтобы обеспечить правильные тарифы.

C 1 января в России появился рынок обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП), емкость которого страховые компании оценивают в 4 – 6 млрд рублей в год. На долю Петербурга и Ленобласти приходится 9 – 11% российского рынка, полагает Галина Гуляева, начальник управления страхования ответственности опасных объектов СК "Альянс".

Все для пассажира

Новый обязательный вид должен защищать интересы пассажиров, пострадавших при перевозке, и распространяться на все виды наземного, воздушного и водного транспорта, кроме метро (легкое метро и монорельсовые дороги подпадают под действие закона) и такси. Такси уже работает в рамках ОСАГО, а метрополитен по закону не обязан страховать свою ответственность, но в случае нанесения вреда пассажиру должен выплатить компенсацию в тех же размерах, что и при страховании ответственности других перевозчиков.
Раньше пассажиры могли обратиться за компенсацией в случае получения ущерба не к страховщику, а к перевозчику. "Новый закон дает пассажирам простую и понятную схему получения компенсации за ущерб при помощи страховых компаний. Пассажиру не нужно искать правды в суде или самостоятельно разбираться с перевозчиком", — говорит Сергей Закройщиков, вице–президент, начальник управления корпоративного обслуживания ОСАО "Ингосстрах". Страховыми признаются случаи причинения пассажирам вреда жизни, здоровью или имуществу, которые произошли во время использования ими пассажирского автотранспорта. Для подачи заявки в страховую компанию нужен проездной билет, а также документы, подтверждающие факт страхового случая и тяжесть полученной травмы.

Сомнительная прибыльность

Заключение договоровОСГОП началось в середине марта, поскольку не была завершена регистрация профессионального объединения страховщиков, в качестве которого выступил Национальный союз страхования ответственности (НССО, сейчас регулирует рынок страхования ответственности владельцев особо опасных объектов). По закону об ОСГОП создан компенсационный фонд и перестраховочный пул в рамках профобъединения страховщиков.
Основной проблемой остается невозможность посчитать пассажиров, сетуют страховые компании. Перевозчики такие данные не предоставляют, ссылаясь на рекомендательный характер соответствующего постановления правительства. Не выдают справки и госорганы. При этом от количества перевезенных за год пассажиров напрямую зависит тариф страхования.
Правительство установило минимальные и максимальные тарифы по каждому виду транспорта и виду перевозки. Например, для городского автобуса минимальная стоимость страхования составляет 14 копеек на пассажира, а для пригородного — 85 копеек, для электричек — от 4 копеек, поездов дальнего следования — от 72 копеек.
Окончательный тариф выводит страховая компания, которая перед заключением договора должна оценить уровень безопасности перевозчика и техническое состояние его транспортных средств. Если страховщики, пользуясь заниженными данными перевозчиков, которые решат сэкономить, будут недобирать положенную страховую премию, прибыльность работы на этом рынке будет поставлена под сомнение, объясняет Дмитрий Большаков, заместитель гендиректора "РЕСО–Гарантии".
Пока страховые компании пытаются наладить взаимодействие со страхователями: началось применение штрафных санкций за отсутствие страховки. Штрафы ввели с 1 апреля, и они составляют от 40 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 500 тыс. до 1 млн рублей — для юридических лиц.