Парковки в ассортименте

Для шопоголика за рулем выбор торгового центра неотъемлемо связан с удобством парковки.

В Петербурге велик разброс между торговыми центрами по обеспеченности торговыми местами. Какого–то единого стандарта нет: все зависит от возможностей того или иного объекта.
"Нормой можно считать три–пять машино–мест на 150 м2 торговой площади. Конечно, цифра может варьироваться в зависимости от местоположения, заполняемости и пр.", — пытается обобщить сегодняшние реалии Елена Прозорова, консультант отдела консалтинга и оценки компании Maris.
Продуктовым гипермаркетам с их высоким трафиком, конечно, требуется больше места на стоянке.
"Здесь парковочный индекс составляет около семи–восьми машино–мест на 100 м2 площади", — добавляет Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН. Для торговых зон, нацеленных на обслуживание элитных покупателей, столько места не надо. Хотя клиенты этих магазинов более требовательны к уровню сервиса, здесь бывает достаточно одного–двух машино–мест на 100 м2.
Но это нормативные показатели. Далеко не все торговые центры в Петербурге физически могут обеспечить подобное удобство.

То густо, то пусто

По обеспеченности парковочными местами сегодня нет конкуренции у продуктовых гипермаркетов ("Карусель", "О’Кей") и строительных ("Метрика") гипермаркетов, расположенных в спальных районах или за КАД.
"Для торговых центров, расположенных за КАД, не редкость 35 машино–мест на 100 м2 торговой площади. В то же время во многих торговых центрах, расположенных у станций метро, парковка вовсе отсутствует. В Петербурге самая высокая доля парковочных мест по отношению к торговой площади в ТРК "Радуга" и ТРК "Северный Молл", — полагает Роман Евстратов, директор по развитию бизнеса "S. A. Ricci — Санкт–Петербург".
Управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев отмечает любопытную тенденцию — избыток парковочных мест в крупных торговых центрах (примерно на 30%). В качестве примеров эксперт называет магазины "О’Кей" около станции метро "Электросила", ТРК "Радуга".
"Избыток парковочных мест так же плох, как и недостаток: это означает, что ценная земля используется неэффективно", — говорит Владимир Андреев.
С точки зрения руководителя отдела аренды "БТК девелопмент" Раисы Ратман, парковку в ТК "Галерея" можно считать образцово–показательной. Подобные удобства для автомобилистов крайне редко встречаются в историческом центре. Другие удачные примеры — ТК "Сенная" и "Стокманн".

Заработать на автомобилисте

На периферии Петербурга владельцы ТЦ, как правило, не собирают плату за въезд на стоянку. Иначе рискуют остаться без покупателей. Иное дело в историческом центре. Однако подход к взиманию оплаты весьма различен.
"В ТК, расположенных в центре, стоимость парковки варьируется от 50 до 200 рублей в час, однако зачастую привязана к продолжительности: начиная со 2–го или 3–го часа стоимость парковки дешевле или дороже в зависимости от политики администрации", — говорит Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН.
"Тарифы на парковку помогают собственникам извлечь выгоду: например, заплатив 100 рублей за первые 3 часа парковки, посетитель, как правило, стремится пробыть в ТЦ не меньше этих самых 3 часов, во время которых он тратит деньги, тем самым принося собственнику доход. По платности парковки можно судить о посещаемости объекта: если посетителей много, рано или поздно парковка там становится платной", — делится наблюдениями Владимир Андреев.