Перевозка грузов морским путем

Страховой тариф для грузов, перевозимых морским путем, зависит от множества факторов: самого груза, его упаковки и транспортировки, типа и конструкции судна, маршрута и перегрузок.

Страхование грузоперевозок по умолчанию входит в список обязательных услуг любой профессиональной логистической компании. "Разнообразие тарифов на рынке связано с тем, что клиент получает услугу страхования не отдельно, а вместе с фрахтом, таможней и т. д., то есть рынок сильно зависит от организаторов перевозки, нежели от грузовладельцев", — говорит начальник департамента страхования грузов и ответственности перевозчиков ОАО "СК "ПАРИ" Сергей Лапашин.

Что влияет на страховой тариф

Тарифы, по которым страхуются те или иные грузы, прежде всего зависят от принадлежности груза к той или иной группе риска. Так, самому низкому риску повреждения подвержены руда и уголь, а более всего риску подвержены такие товары, как мясо и рыба, фрукты.
Размер страхового полиса зависит и от степени убыточности груза: страховка груза с повышенной степенью убыточности будет стоить дороже, чем страховка груза, для которого потенциальный уровень убытка определить сложно (каменный уголь, который может самовоспламениться, или рыбная мука, которая имеет свойства самоокисления).
При подсчете тарифов также учитываются такие факторы, как возраст судна, его конструкция, маршрут, взаимодействие с другими видами транспорта (каждая перегрузка груза с транспорта на транспорт обычно увеличивает страховой тариф на 0,05 – 0,1%). Специалисты отмечают: страховка груза, перевозимого танкером, сухогрузом или рефрижераторным судном, значительно отличаются друг от друга. Последний вариант будет стоить дороже из–за дополнительных рисков. Цена на страховку зависит от способа транспортировки груза — перевозится он наливом, как нефть, навалом, как уголь, насыпью, как зерно, в контейнерах, в упакованном виде, на палубе или в грузовых помещениях.
Международные перевозки грузов в контейнерах стоят дешевле, чем на палубе. Палуба увеличивает тариф на 10 – 20%. Следует отметить, что транспортировка наливного груза дороже из–за недостачи, возникающей, как правило, после переливания товара из одной емкости в другую.
"В целом контейнерные перевозки из Европы в Россию дешевле, чем автомобильные. Везти груз контейнерами чуть дольше, чуть сложнее организовать перевозку по сравнению с автотранспортом. Если ваш груз стоит 500 тыс. евро, то плюс–минус 200 евро для вас не так важны, вам нужна срочность и сохранность груза, а в этом плане автомобильные перевозки быстрее и безопаснее. Однако, если груз стоит всего 25 тыс. евро, то для вас каждые 100 евро уже существенны", — уточняет генеральный директор компании "Финмар" Роман Криницын.

Особенности рынка

Одна из главных особенностей страхования грузов, перевозимых морским путем, — случаи "общей аварии". Так называют ситуацию, когда судно терпит бедствие и его необходимо спасать. "Спасательные работы порождают определенные расходы, которые распределяются диспашером, то есть аварийным комиссаром, — рассказывает представитель компании СК "Пари". — Диспашер имеет право задержать груз, который не пострадал, до тех пор, пока грузовладелец не обеспечит депозит размером и на счет в банке, назначенные диспашером".
В этой ситуации, отмечают специалисты, понятие "общая авария" может спровоцировать конфликт между страхователем и страховщиком грузов. Обычно это происходит из–за того, что назначенную диспашером сумму депозита на покрытие расходов по спасанию надо уплатить до того, когда все будет подсчитано и распределено между участниками "морского предприятия". При этом окончательная процедура подсчета и распределения, по словам участников рынка, может занимать годы. Расходы, подтвержденные документально, возникнут только в конце процедуры распределения. "Страховщик может предложить страхователю обеспечить депозит самостоятельно, чтобы забрать груз, а страхователя, разумеется такая ситуация не устроит", — уточняет Сергей Лапашин суть конфликта. "Практически все морские перевозки грузов в конечном итоге страхуются в западных компаниях, таких как, например, Lloyd и TT Club. Если рассматривать российских игроков, то старейшей компанией на этом рынке будет "Ингосстрах". Однако для российских страховых компаний традиционной стала проблема с получением страхового возмещения в случае крупного убытка", — рассказывает Роман Криницын. Если рассматривать страхование грузов, перевозимых несудовыми партиями, среди прочих компаний, эксперт выделяет "адекватные условия и тарифы" для контейнерных морских перевозок у "РЕСО–Гарантия".
В зависимости от вида транспорта разнится лимит ответственности перевозчика — это максимальная стоимость килограмма груза, которую вам заплатит перевозчик. При морских перевозках она значительно ниже, чем при автомобильных и воздушных. Диапазон тарифов, по словам Романа Криницына, обычно составляет от 0,05 до 0,5% от стоимости страхуемого груза, однако в зависимости от вида груза и условий перевозки может достигать 2% и более.
Большинство грузовладельцев и отправителей сами со страховыми компаниями не общаются, они взаимодействуют через страховых брокеров — таких на рынке, говорят эксперты, десятки.
"Страховой тариф — это чисто договорная вещь. Если грузовладелец и регулярно страхующаяся логистическая компания обратились в страховую компанию, то они получат разные тарифы. Если клиент страхует свой груз один раз в полгода, он получит максимальный тариф, а логистическая компания за счет более существенного объема страхования в этой страховой компании получит тариф намного дешевле, условно говоря, как оптовик", — уточняет Роман Криницын.