Автопарк в кредит

Банки готовы дать кредиты малому бизнесу на покупку транспорта и спецтехники под 10,5 – 18% годовых.

Спрос малого и среднего бизнеса на автокредиты вырос на 20% в I квартале к аналогичному периоду 2012 года. Интерес к таким кредитам стабилен, отмечают банкиры.
Юрлица и индивидуальные предприниматели могут взять кредит на покупку нового или подержанного автотранспорта и спецтехники от 150 тыс. до 40 млн рублей в зависимости от банка сроком до 5 – 7 лет. Первоначальный взнос — 10 – 30%. Ставки на рынке колеблются в пределах 10,5 – 18% годовых, кроме того, могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с оформлением страхового полиса.
Банк предоставляет кредит на покупку автотранспорта под залог имеющегося имущества (автотранспорт, недвижимость, оборудование, товарно–материальные ценности), принадлежащего на праве собственности как заемщику, так и третьим лицам, говорит Дмитрий Григорович, управляющий Северо–Западным филиалом МТС–Банка. График погашения может быть различным (в зависимости от специфики бизнеса клиента): аннуитет, дифференцированные платежи, возможен сезонный график, отсрочка платежа, перечисляет он.

Свой мини–парк

В качестве заемщиков банки готовы рассмотреть компании, ведущие прибыльную деятельность минимум 12 месяцев.
Как говорит Виктор Питернов, управляющий филиалом Номос–банка в Петербурге, такие кредиты пользуются спросом в основном у пассажиро– и грузоперевозчиков. Автотранспорт приобретается, как правило, на замену потерявшему срок годности транспорту либо с целью увеличения автопарка, добавляет он.
Как отмечает Наталья Байнина, управляющий Северо–Западным филиалом банка "Интеза", в последнее время все чаще приобретается крупногабаритная грузовая и спецтехника.
"Компании среднего сегмента предпочитают грузовую и спецтехнику иностранных производителей стоимостью 4 – 5 млн рублей, оформляя кредит сразу на несколько машин, малым предприятиям, как правило, требуется финансирование на покупку одной – двух машин в сумме до 3 млн рублей", — говорит она.
При привлечении средств на покупку грузового транспорта (тягачи и полуприцепы к ним) в среднем в рамках одного кредитного договора приобретается три – пять единиц, транспорта для пассажирских перевозок (автобусы / микроавтобусы) — две – три единицы, легковых — одна – две машины, перечисляет Андрей Бардадын, начальник отдела продуктов и технологий управления продаж малому бизнесу Северо–Западного банка Сбербанка.

Конкуренция с лизингом

Автокредиты пользуются спросом у компаний, имеющих стабильную материальную базу, и этот фактор является значимым для банков при принятии решения о финансировании, — говорят в пресс–службе Абсолют Банка. — Поэтому компании–новички, которые только начинают развивать свой бизнес, чаще всего прибегают к лизингу".
"Среднее удорожание предмета лизинга в год составляет порядка 7 – 12% при размере аванса от 20% и сроке до 36 месяцев, — говорит Петр Гавра, директор по развитию лизинговой компании "ЭнергоМашИнвест". — Обеспечением выступает объект лизинга, дополнительных залогов не требуется".
"Приобретая транспорт и технику на условиях лизинга, предприятие может уменьшить налогооблагаемую базу и воспользоваться налоговыми льготами при инвестициях в основные средства, — объясняет региональный директор Северо–Западного филиала Росбанка Илья Злуницын. — Кроме того, при лизинге не нужно оформлять залог имущества". Однако далеко не всем компаниям выгоден лизинг. По словам Ильи Злуницына, для малого бизнеса зачастую проще и удобнее оформить автокредит, чтобы сразу снять все формальности с правом собственности и оформить автомобили или технику в качестве залога.
Отличаются и принципы формирования ставки. Как объясняет Александр Афанасьев, начальник управления МСБ филиала "Петровский" банка "Открытие", лизинговые компании в расчетах указывают процент переплаты, а банки — годовой процент по кредиту. "В результате получается такая картина — лизинговая компания указывает переплату по кредиту в год 10%, что эквивалентно банковский ставке в 18% годовых", — говорит Александр Афанасьев.