Вендоры наращивают портфель

Видео–конференц–связь, несмотря на невысокое качество каналов связи российских операторов, к 2013 году прочно закрепилась в корпоративном секторе как альтернатива очным встречам.

Вендоры решили сложные технические вопросы с помощью "облаков", попутно снизив стоимость подключения и общий ценник на владение ВКС–решения для большинства потребителей.
По оценкам аналитиков, сегодня менее 15% российских компаний не используют видеоконференции в роли канала связи, а около трети собрались применять их в своих решениях для унифицированных коммуникаций. Причина такого оптимизма понятна — бизнес получил инструмент для экономии операционных расходов на командировки и встречи сотрудников, а также организации более плотного взаимодействия филиалов между собой. Это позволяет лучше организовать работу сотрудников, выведя часть из них на "удаленку".

Готовность инвестировать

Чтобы приблизить видеообщение к обычному в реальности, вендоры все чаще и чаще предлагали в 2012 году системы видео–конференц–связи (ВКС) с эффектом присутствия, а также системы многоточечного действия.
Между тем топовые решения с поддержкой нескольких кодеков начали уступать обычным однокодековым ВКС, которые, в свою очередь, начали испытывать серьезную конкуренцию со стороны программных решений.
В итоге на рынке образовались три малопересекающихся сегмента: топовые решения с мультикодеками, массовые решения с одним кодеком, программные решения.
Хотя в целом динамика отрасли стагнирует: в большинстве своем бизнес принимает и понимает видеоконференции, но не готов еще инвестировать в них серьезные средства.

Лидеры сменяются

Особенностью 2012 года стало появление на рынке продуктов от производителей автоматических телефонных станций, которые решили создавать устройства для универсальных коммуникаций (телефония+чат с присутствием+совместная работа) с видео–конференц-связью: это гаджеты, которые позволяют организовать систему доставки мгновенных сообщений внутри компании, переписку, полноценные многоточечные теле– и веб–конференции, причем подключение сотрудников осуществляется с любых устройств. Также компания предлагает построение полноценной VoIP–телефонии. По такому пути пошла "Панасоник Рус", показавшая системы HDVC для заказчиков из медицинского и образовательного секторов, а также Huawei, анонсировавшая линейку продуктов, которые предоставляют изображение в разрешении 1080 пикселей со скоростью 60 кадров / с на канале до 2 Мбит / с. Так, флагманский продукт MCU Huawei VP8600 поддерживает сразу 512 портов HD–качества, что является рекордом в мире.
Polymedia вывела на российский рынок продукцию вендора LifeSize для школ и обучающих центров. У таких ВКС–систем есть возможность работы на каналах связи с уровнем ошибок до 5 – 10%.

В русле трендов

Программные ВКС, в отличие от своих "железных" вариантов, пока пребывают в стадии созревания для применения в крупном бизнесе. Наиболее популярными решениями в России до сих пор остаются предназначенная для "облаков" и традиционных сетей система MS Lync, претерпевшая обновление с релизом нового MS Office 2013, собственно сам Skype, который для компаний среднего и малого бизнеса стал синонимом видеоконференций, а также отечественная кроссплатформенная разработка "ВидеоМост" от Spirit, планомерно улучшающая кодеки обработки видео– и аудиопотока и систему защиты.
Перспективы 2013 года пока выстраиваются вендорами в русле сегодняшних трендов — большинство из них наращивает портфель "средних" продуктов, дробя линейки под более гибкие условия применения видео–конференц– связи, а также инвестируя в создание продвинутых систем, использующих кодеки и алгоритмы пропускания видеоряда с высокой производительностью.