Профессия на выбор

Определиться с профессией после школы и миновать возможного разочарования в выбранном пути — специалисты о том, как сделать этот выбор более осознанным.

Как правило, основную роль при выборе профессии вчерашними выпускниками играет престижность работы или известность учебного заведения, отмечает Айдар Фаррахов, руководитель проекта "Арт–личность", созданного для помощи школьникам в выборе профессии. Причина такого положения дел, по его мнению, в том, что решение подростком принимается в информационном вакууме.
О недостатке информации говорит и глава управления по организации приема обучающихся СПбГУ Егор Яблоков: "Отсутствие или недостаточное развитие профориентации как общественного института как раз и приводит к повышению риска "неправильного выбора", поскольку действующий порядок приема в вузы полностью лишен этой составляющей", — говорит он, утверждая, что чем более осознан и мотивирован будет выбор профессии подростком, тем меньше риск последующего разочарования в выбранном пути.
"Цели профильного обучения — это углубленное изучение выбранных предметов, это возможность для школьников построить свой индивидуальный план обучения, это подготовка школьника к обучению в высших учебных заведениях, — поясняет Алевтина Егорова, учитель химии, победитель конкурса "Лучший учитель РФ" в 2009 г., лучший учитель Петербурга" в 2006 г. — Главный минус такого обучения — ребенок в 14 лет не всегда может четко определить для себя будущую специальность. Чаще всего принятие такого решения затягивается на долгие годы. И все же в профильном обучении, я считаю, больше положительного. Во–первых, это серьезное изучение предметов, которые интересны ребенку. Во–вторых, если говорить о поступлении в вуз, это дает хорошую подготовку для сдачи ЕГЭ".
"Я открывала свой центр 4 года назад, предполагая, что услуги профориентации в основном будут востребованы старшеклассниками, — рассказывает Елена Добромыслова, руководитель Центра карьеры и профориентации, консультант по развитию карьеры. — Но на сегодня 70% клиентов центра — взрослые люди, которые не удовлетворены своей работой или профессией. Родители школьников обращаются, но гораздо меньше, чем я предполагала".
Елена объясняет это тем, что и у родителей, и у самих школьников нет доверия к профориентации как таковой.
"Профориентация в школах проводится по устаревшим методикам типа теста "человек–человек", "человек–техника", — поясняет она. — На мой взгляд, в процессе профориентации должны быть задействованы представители бизнеса, HR–специалисты, рекрутеры — те, кто понимают современный мир профессий, специфику рынка труда, требований к молодым специалистам. Пока профориентацией занимаются исключительно психологи, ее уровень оставляет желать лучшего".
По мнению экспертов, проблема заключается еще и в том, что даже профессионалы не всегда располагают обобщенной и достоверной информацией о перспективах развития тех или иных профессий, о районах распространения этих профессий, особенностях рынка труда, а без всего этого создать так называемую профессиограмму (документ, дающий представление о текущем состоянии профессий и их востребованности в будущем) очень сложно.
Так что пока процесс профориентации трудно назвать системным.
Есть отдельные центры профориентации, которые устраивают встречи школьников с представителями профессий. Найти себя школьникам помогают и всевозможные олимпиады, итоги которых к тому же дают реальное преимущество при поступлении в вуз.
"Это возможность определить, к чему тяготеет его душа, какие знания у него на зубок, а где он плавает", — утверждают создатели единой образовательной сети "Дневник.ру".