Особый подход к учебе МВА

Отраслевые МВА сейчас присутствуют на рынке бизнес–образования, но особенной разницы с общими курсами МВА или Executive MBA не имеют, а развиваются, как правило, в виде корпоративных программ.

Управление бизнесом в той или иной отрасли имеет свою специфику. И, естественно, у руководителей возникает желание получить теоретические знания с учетом именно проблем отрасли, в которой они работают.
На российском рынке сегодня представлен широкий выбор отраслевых программ МВА: от нефтегазовой отрасли до фармацевтики, индустрии красоты или лесного хозяйства. "Такие программы обычно включают в себя общие дисциплины (финансы, маркетинг, HR и т. д.) и отраслевой компонент, специфический для данной отрасли", — рассказывает руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России Анна Измайлова. Директор программ МВА Высшей школы менеджмента СПбГУ Игорь Баранов уточняет, что специализация заключается во включении курсов, отражающих отраслевую специфику: например, курсы "Управление производством в энергетической компании", "Управление международными энергетическими проектами". Стандартные по своему содержанию курсы стратегии, маркетинга или управления персоналом читаются с применением кейсов по конкретной отрасли или компании.

Запросы рынка

Создание и продвижение отраслевых программ идет по двум направлениям. Программы для открытого рынка инициируются бизнес–школой. Программы для корпоративного рынка — это продукт спроса со стороны крупных компаний и корпораций, у которых есть деньги и желание обучать своих топ–менеджеров.
Первых программ встречается меньше, но они есть. "В ИМИСП существует программа МВА нефтегазовой отрасли, — рассказывает директор по развитию и внешним связям ИМИСП Дмитрий Павлов. — Она создана и продается на открытом рынке". В основе группы — топ–менеджеры добывающих, транспортных и перерабатывающих предприятий нефтегазовой отрасли: "Газпром нефть", "Газпром трансгаз Югорск", "Севергазгеофизика", "Георесурс", Gazprom Marketing and Trading Ltd, Nord Caspian Operating Company Ltd (NCOC), Buzaki Operating Ltd и др.
В Высшей школе менеджмента СПбГУ все специализированные программы МВА — это корпоративные программы.
"Поскольку целью таких программ является подготовка команды топ–менеджеров компаний, основное их содержание соответствует программам Executive MВА открытого рынка", — отмечает Игорь Баранов. Реализуемые ВШМ в этом году программы предназначены для общенациональных энергетических и транспортных компаний.
Иногда корпоративно–отраслевые программы появляются по заказу не одной, а нескольких компаний. Так, например, в программе "МВА ЯМАЛ" в ИМИСП участвуют представители четырех компаний, объединенных географическим признаком.
"Помимо принципа объединения ресурсов работает принцип sharing experience — объединение опыта", — отмечает Дмитрий Павлов.
Сегодня именно представители нефтегазовой отрасли являются наиболее частыми клиентами бизнес–школ. Специалисты отмечают также рост интереса со стороны представителей других добывающих отраслей, а также телекоммуникационных, строительных и производственных компаний. То есть в отраслях, готовых платить за обучение своих сотрудников.
Стоимость отраслевых программ равна или сопоставима с ценами на открытые МВА. Если речь идет о корпоративной программе, когда все контракты покупает один клиент, то цена может даже быть снижена, так как школа экономит на продвижении продукта.

Почему нет

Некоторые бизнес–школы придерживаются мнения, что углубляться в специфику не стоит. "Мы несколько раз делали "заказные" программы, и все равно получается почти одно и то же, — говорит директор Открытой школы бизнеса Сергей Федоров. — Думаю, дело в том, что управление во всех отраслях очень похоже".
Вообще, отраслевые программы МВА — это явление, не свойственное ни американским, ни европейским бизнес–школам.
"Идеология МВА подразумевает подготовку универсального специалиста–управленца, который может занять любую руководящую должность в компании любого профиля вне зависимости от предыдущего опыта", — объясняет руководитель отдела по работе с российскими клиентами Begin Group Василий Боганцев.
Анна Измайлова также отмечает, что МВА — это прежде всего универсальное бизнес–образование.
"Поступая на отраслевые программы, участники понимают, что их дальнейшее профессиональное развитие несколько ограничивается — и для многих это является сдерживающим фактором", — говорит она.
Российские отраслевые программы стали ответом отечественных школ бизнеса на требования местного рынка. Но и здесь заметны изменения.
Если в конце 2000–х годов в России насчитывалось около 100 нишевых программ, то после кризиса часть из них была закрыта или превратилась в более короткие и менее дорогие программы профпереподготовки.
В будущем участники рынка бизнес–образования прогнозируют спрос именно на корпоративные программы.