Опасный водитель

Премьер–министр РФ Дмитрий Медведев хочет наказывать водителей за опасное и неосторожное вождение.

Премьер–министр РФ Дмитрий Медведев поручил главе МВД Владимиру Колокольцеву и министру юстиции Александру Коновалову совместно с депутатами Госдумы "проработать вопрос об определении в законодательстве РФ понятий "опасное вождение" и "неосторожное вождение", предусмотрев санкции за такие правонарушения". О каких санкциях идет речь, не уточняется. Соответствующий документ Дмитрий Медведев подписал 19 апреля.
Свое поручение Дмитрий Медведев сделал по итогам совещания о безопасности дорожного движения, которое прошло в правительстве в конце марта. Как следует из стенограммы совещания, опасное вождение определяется как "умышленное действие, направленное против жизни и здоровья", а неосторожное вождение — как "обычный административный проступок", совершенный по ошибке, по недоразумению. Такое определение предложил сенатор Совета Федерации от Республики Карелия и член правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Федоров. Депутаты от ЛДПР предлагали ввести в законодательство термин "агрессивное вождение" в сентябре 2012 года и наказывать "агрессивных" водителей штрафом 2,5–5 тыс. рублей. Однако профильный комитет Госдумы, а затем и Госдума отклонили законопроект.

Повод для взятки

Введение понятий "опасное вождение" и "неосторожное вождение", скорее всего, не повлияет на статистику ДТП, а лишь даст повод сотрудникам ГИБДД вымогать у водителей деньги, считают эксперты. "Возможно, есть смысл предусматривать ответственность за опасное или неосторожное вождение, но в этом случае нужно связать это с каким–то объективным критерием. Например, с наступлением ДТП. Но, если сотрудник ГИБДД будет субъективно оценивать поведение водителя на дороге, это станет лишь стимулом для коррупции", — считает председатель петербургского отделения МООА "Свобода выбора" Александр Холодов. Региональный представитель Федерации автовладельцев России в Петербурге и Ленобласти Дмитрий Шпейтельшпахер полагает, что многие последние нововведения в законодательство о дорожном движении до сих пор не выполняются.
"Недавно ужесточили требования к тонировке, но удалось отучить от нее только чиновников, а частные лица продолжают тонировать стекла, — говорит Дмитрий Шпейтельшпахер. — На ремни безопасности сотрудники ГИБДД практически не обращают внимания. Повороты со второго ряда и другие правонарушения — то же самое. Поэтому привлечение водителей за опасное и неосторожное вождение будет работать, только если будет неотвратимость наказания".
К тому же, по его мнению, остается неясным, по каким критериям будут оценивать действия водителей.

Тормознули

Инициативы Дмитрия Медведева выглядят несколько странно, учитывая, что его собственные навыки вождения оставляют желать лучшего. Так, например, летом 2011 года в Казани он чуть не въехал на "мерседесе" в толпу, так как не справился с автоматической коробкой переключения передач. Если бы не сотрудники ФСО, которые ринулись в салон, чтобы нажать на тормоз (Дмитрий Медведев одной ногой был уже вне машины), то, вероятно, были бы пострадавшие. Видео наделало много шума, однако последствий не было. Если рассматривать этот случай по классификации Медведева, остается неясным, как лучше определить его действия — как опасное или как неосторожное вождение.