Какая мы морская столица?

Законодательные препоны и отсутствие государственной политики не способствуют развитию яхтинга.

Парусный спорт в нашей стране был всегда. Сперва директивно насаждаемый великим царем–реформатором, впоследствии он прижился и дал "благодарные всходы". Даже первый яхт–клуб в Санкт–Петербурге был создан на 2 года раньше первого английского яхт–клуба.
В Советском Союзе парус тоже не забывали и активно культивировали — это был по–настоящему массовый и доступный вид спорта. Были у нас и свои олимпийские чемпионы, и чемпионы мира, и крупные регаты.

Остались без поддержки

Но теперь все это в прошлом. Гибель системы тотального государственного финансирования сильно ударила по спортивной составляющей. Сейчас государство, к сожалению, не финансирует парусный спорт на должном уровне. В городском спорткомитете мне говорят, что парусный спорт не входит в число приоритетов. Сегодня у нас нет развития олимпийского паруса (для подготовки чемпиона требуется особенное финансирование), многие яхт–-клубы теряют свои территории, нет адекватной инфраструктуры для обслуживания яхт, очень дорогие стоянки, крайне тяжелые правила прохождения по водным путям для иностранцев, и так далее… А ведь во всех развитых странах правительство поддерживает яхтинг, понимая огромную социальную значимость этого вида спорта. Ведь помимо сохранения традиций мореплавания это и туристический бизнес, и невероятно здоровый вид спорта. Море воспитывает массу положительных физических и моральных качеств.

Соседи уплыли вперед

В соседней Финляндии, например, в обычных общеобразовательных школах есть уроки парусного спорта. В итоге благодаря государственной программе "лодку в каждую семью" на 5,5 млн жителей Финляндии приходится свыше 700 тыс. различных судов, а на такое же количество населения в Питере — в 80 раз меньше. Ну и какая мы после этого морская столица?
Но не только деньги сдерживают возрождение паруса в Петербурге. Так, за последние 3 года был издан ряд нормативных актов, в том числе на уровне федеральных законов, касающихся регистрации парусных судов и квалификации их экипажей. Позже выяснилось, что существующие регламенты не позволяют выполнить принятые положения, и это обернулось полным хаосом и головной болью для сотен яхтсменов. Нововведения разрушили работавшую без сбоев со времен СССР саморегулировавшуюся и понятную систему Спортсудорегистра, занимавшуюся кроме непосредственно регистрации обучением яхтсменов и техническим освидетельствованием яхт. Новая же система, по мнению многих, приведет к снижению качества спортивного судовождения и значительному удорожанию и усложнению получения необходимых документов. Более того, вопрос строит остро прямо сейчас: начинается навигация–2013, а многие яхтсмены не смогут выйти в море!

Мало кто знает о яхтинге

Единственная отрасль яхтенного спорта, которая активно начала развиваться, — это детский спорт. За прошлый год пять петербургских юных спортсменов вошли в основной состав молодежной сборной России, мы заняли 1–е место на Первенстве Европы по виндсерфингу (девушки–юниоры), призовые места на Международных соревнованиях в олимпийских классах яхт, призовые места на чемпионате России в олимпийских классах яхт, первые места на Первенстве России и на Кубке России в олимпийских классах, есть и другие победы. На сегодняшний день в Петербурге открыты пять крупных школ яхтенных капитанов и три детские парусные школы. Однако "всплыла" проблема: заниматься приходит очень мало детей, люди зачастую вообще не знают, что есть такие возможности, что парус — это доступно. Поэтому парадокс: есть решенные материальные вопросы, к примеру, специально приобретенные новые лодки, а ходить на них некому.

Привлечь внимание

Сейчас в Парусном союзе мы активно работаем с Всероссийской федерацией парусного спорта (ВФПС), Морским советом Санкт–Петербурга, администрацией города. Собрана воедино городская коллегия судей, стали проводиться семинары различного уровня. Этим летом состоится множество спортивных соревнований: особенное внимание мы предлагаем уделить Большой санкт–петербургской парусной неделе и чемпионату города. Около месяца назад ВФПС было принято решение об основании в пяти городах России Академии парусного спорта, одним из этих городов станет Петербург. Мы надеемся привлечь внимание к яхтингу как со стороны горожан, так и со стороны представителей власти.
Сергей Алексеев, президент Санкт-Петербургского парусного союза