Как приделать к лодке колеса

При выборе автоприцепа для перевозки лодки или катера важно учитывать длину и массу плавсредства.

Автоприцепы для перевозки лодок и катеров делятся на две категории: универсальные (с кузовом для перевозки грузов с монтажом специального съемного навесного устройства для установки лодки) и специализированные (предназначены только для судов).

Трудности перевозки

Универсальные прицепы сложны в использовании. "В частности, приходится ставить и снимать довольно громоздкую систему полозьев и кронштейна с лебедкой. Загонять широкий грузовой прицеп в воду при выгрузке судна также бывает очень неудобно. Причем такие прицепы подходят только для транспортировки лодок длиной до 3 м", — отмечает Владимир Борискин, ведущий менеджер прицеп–центра "Ком–би".
Стоимость универсальных прицепов складывается из цены самого прицепа (от 46 тыс. рублей) и навесного оборудования (для перевозки лодок — около 15 тыс. рублей).
Большей популярностью пользуются специализированные автоприцепы. Они делятся на две категории: обычные (полной массой не более 750 кг) и повышенной грузоподъемности для тяжелых катеров (полной массой от 750 до 3500 кг).
Стоимость специализированных прицепов зависит от их размеров и ценовой политики заводов–изготовителей.
Цены на прицепы полной массой не более 750 кг колеблются от 34 тыс. до 47 тыс. рублей, на популярные прицепы для тяжелых катеров — от 115 тыс. до 200 тыс. рублей.

Груз ответственности

Для транспортировки автоприцепа с полной массой свыше 750 кг требуются водительские права категории Е (кроме того случая, когда полная масса прицепа не превышает снаряженную массу автомобиля, а сумма полных масс авто и прицепа не превышает 3500 кг).
Прицепы повышенной грузоподъемности оборудованы специальной системой тормозов инерционного типа (в основном механические).
По словам коммерческого директора ООО "СКИФ" Ярослава Иванова, покупатели продолжают экономить деньги на прицепах с тормозами и на получении водительских прав, приобретая прицеп категории В за 50 тыс. рублей без тормоза, меньшей, чем нужно, грузоподъемности.
"Редко кто вспоминает, что кроме катера еще есть мотор, и почти никто не помнит про бак. И уже совершенно никто не предвидит, что в катере будут лежать прочие вещи. Тем самым человек подвергает опасности свою жизнь и жизнь других участников движения", — сетует Ярослав Иванов. По его оценкам, в Петербурге ежегодно реализуется всего 50–250 прицепов с полной массой свыше 750 кг при общем количестве прицепов для перевозки водной техники 1,5–5 тыс.
Для сравнения: по данным крупного немецкого производителя прицепов — компании AL–KO, на прицепы с тормозом в Европе приходится около половины продаж, а общее количество прицепов на душу населения там в 6 раз больше, чем в России.

Выбор есть

Производители автоприцепов для легковых автомобилей, представленных в России, — МЗСА (Московский завод специализированных автомобилей), "Трейлер", "Вектор" (торговая марка "ЛАВ"), "Респо", Prestige, Thule и др.
Прицепы разных марок имеют конструктивные отличия. Так, опорными элементами, на которые устанавливается перевозимое прицепом судно, могут выступать обтянутые тканью продольные ложементы (уменьшают нагрузку на днище) или ролики (облегчают погрузку и разгрузку).
"В прицепах МЗСА предусмотрено перемещение рамы относительно оси прицепа, что более удобно при "развесовке" прицепа, у техники ЛАВ и "Респо" есть качающаяся задняя роликовая система, что позволяет поднимать прицеп с водоема, имеющего более крутое береговое заглубление", — говорит Владимир Борискин.
Особенностью прицепов Prestige является наличие гидравлического тормоза вместо тормоза наката (как у других производителей), который выдает большее усилие при торможении, но более сложен в наладке.
Участники рынка полагают, что их клиенты будут пересаживаться с небольших надувных лодок на катера больших размеров, что приведет к увеличению продаж прицепов для лодок размером до 5,5 м.
"Способствует продажам сейчас то, что на прицепы для легковых автомобилей отменены ОСАГО и техосмотр. В скором времени следует ожидать прихода на наш рынок импортных прицепов, что сдерживалось высокими пошлинами и сложностями таможенного оформления до вступления страны в ВТО", — считает Владимир Борискин.