"Деловой Петербург". Выставка группы "Васильки" в Музее нонкоформистского искусства на Пушкинской, 10

Автор фото: nonmuseum.p-10.ru

 Васильки" — цветы–самосейки. В цветочных бутиках их нет. Они растут сами по себе, и им нет дела до того, как на них посмотрит томящаяся на вернисажах светская публика, следующие имиджевым стратегиям галеристы или эксперты, заседающие в жюри премий и оргкомитетов.

В современном искусстве, за последние годы мутировавшем в систему взаимозачетов и рейтингов, так не хватало шальных вольнодумцев. "Васильки" расцвели себе на радость пару лет назад. Это внесло заметное оживление в дистиллированный мир нашего арта. Сначала в группу входили Ирина Васильева, Александр Горяев и Андрей Кузьмин. Васильева — главный "василек" — начинала с "Новыми художниками", работала в творческом союзе с Иваном Сотниковым, последние годы рисовала лихие и обаятельные пейзажи Кронштадта и сценки из жизни этого островного городка. Александр Горяев выставлялся с митьками. Впрочем, не меньшее влияние на него оказали медитативные пейзажи ленинградских нонконформистов позднесоветского периода. Андрей Кузьмин в 1990–е входил в круг художников Новой Академии, основанной Тимуром Новиковым.
Не так давно к группе присоединился Николай Васильев, также участвующий в объединении "Колдовские художники", которое известно своим ехидством и неискоренимой любовью к русской народной культуре.
По послужному списку "Васильков" можно догадаться о том, что эти полевые цветочки безобидны только на первый взгляд. В своих пейзажах, натюрмортах и портретах художники иногда перебарщивают с издевкой над стереотипами, царящими в современном искусстве. И все–таки их творчество не сводится к анархистскому попиранию устоев, а передает зрителю ощущение невыносимой легкости бытия. Глумливость "Васильков" не компрометирует их обостренное переживание художественной свободы. Они не дадут вам задремать за унылой светской беседой об изящном. Дежурные фразы модных левых философов, без которых сейчас в арте никак, на фоне их работ звучат как детский лепет и тарабарщина.
Без диковатой вольготности "Васильков" современное искусство давно бы превратилось в буржуазный салон.