Петербург заправят москвичи

Петербургский рынок уже насыщен АЗС, и найти новые участки для их строительства довольно сложно. Но нефтяные компании продолжают заявлять о планах по расширению сетей.

Сейчас в Петербурге и Ленобласти в общей сложности работает около 800 АЗС. Лидерами рынка являются компании "Лукойл" (26% рынка), "Петербургская топливная компания" (21%), "Газпром нефть" (9%) и "Несте Санкт–Петербург" (8%).
Эксперты отмечают, что региональный рынок Петербурга и даже ряда районов Ленобласти уже достаточно перенасыщен автозаправочными станциями. Поэтому компаниям приходится внимательно подходить к вопросам расширения своих сетей.
Например, Петербургская топливная компания (ПТК) на данный момент ведет проектные работы на восьми АЗС в городе и области. "Строить АЗС ради количества смысла для нас не имеет, — отмечает генеральный директор ООО "ПТК–Сервис" Александр Белов. — Основное развитие компании мы видим не в строительстве АЗС, а в развитии сервиса для наших клиентов, в том числе и на АЗС". По его словам, у ПТК достаточно развитая сеть, которую нужно оптимизировать лишь в некоторых районах.

Больше АЗС

Нефтяные компании строят более амбициозные планы по развитию в регионе. Как рассказал директор "Газпромнефть Северо–Запада" Николай Кузин, в 2013 году планируется ввести в эксплуатацию около 10 городских и трассовых АЗС в Петербурге и Ленобласти, а к 2020 году количество АЗС в регионе может достичь 160.
Основные планы по развитию "Лукойла" связаны с Ленобластью — в феврале президент нефтяной компании Вагит Алекперов и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подписали соглашение о сотрудничестве. Так, "стороны будут взаимодействовать при выделении не менее 12 земельных участков на основных транспортных магистралях под строительство АЗС", говорится в сообщении "Лукойла". Сейчас у компании в регионе 27 заправок.
Вдвое планирует увеличить количество АЗС в Петербурге и Ленобласти и ТНК–ВР. Об этом заявила вице–президент компании по розничному бизнесу в Москве и Петербурге Аврил Конрой. Сейчас у ТНК–ВР 42 АЗС в Петербурге. Правда, пока неизвестно, как повлияет на планы компании интеграция с "Роснефтью", которая должна завершиться к концу 2013 года.

Мест нет

Основное препятствие для развития топливного рынка — его перенасыщенность. "С одной стороны, строить негде, поскольку земельных участков под АЗС без существенных обременений нет, — отмечает Александр Белов. — С другой — строить нецелесообразно, поскольку прирост автомобилей в городе уже недостаточно большой, соответственно, рентабельность АЗС, и без того низкая, упадет еще больше".
"Топливный рынок Петербурга и области считается одним из наиболее конкурентных в России", — отмечает Николай Кузин.
Компании ищут новые способы привлечь потребителей. Например, "Газпром нефть" планирует вводить в эксплуатацию новые многотопливные автозаправочные комплексы (МАЗК), где помимо жидкого топлива будет продаваться компримированный природный газ. Первый МАЗК "Газпром нефти" открылся в декабре 2012 года.
В ПТК основное развитие видят в повышении автоматизации процессов, связанных с приобретением топлива, — от взаимодействия клиентов с компанией до получения топлива в баки автомобилей водителей.
Небольшой потенциал для развития есть в новых жилых кварталах, в районе КАД, а также съездов с Западного скоростного диаметра.
По словам Александра Белова, одним из путей развития компаний является покупка мелких сетей, которые еще есть в Петербурге, и их ребрендинг.
Исключение составляют магистрали с высоким транспортным потоком, на котором спрос всегда превышает предложение и строить АЗС на которых рентабельно всегда.