Безопасность прежде всего

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

На Ленинградской атомной электростанции параллельно идут два процесса: строительство новой станции и ремонт действующих энергоблоков.

Строительство ЛАЭС–2 началось в 2008 году. Новая атомная станция должна заменить действующую ЛАЭС, которая относится к чернобыльскому типу.
"ЛАЭС технологически очень устарела, — отмечает исполнительный директор ООО "СКАЙИНВЕСТ Секьюритиес" Андрей Гусев, — поэтому самым оптимальным решением является строительство ЛАЭС–2, что сейчас и делается".
Первый энергоблок ЛАЭС был запущен в 1973 году, но после модернизации срок его службы продлен до 2018 года. Соответственно, продлен срок службы и остальных реакторов: второго — до 2020 года, третьего и четвертого — до 2025–го.

Пауза для ремонта

Несмотря на продление срока службы, реакторы требуют постоянного внимания.
Например, с мая 2012 года первый реактор был остановлен на ремонт из–за проблем с графитовой вкладкой. Сейчас проводятся работы по восстановлению его ресурсных характеристик.
"О результатах говорить пока рано, но те технологии, которые используются при проведении работ, позволяют предположить, что вполне возможен положительный результат, — рассказывает директор ЛАЭС Владимир Перегуда. — В любом случае расклад в этой ситуации может быть только один: на первом месте всегда стоит безопасность и только на втором — дальнейшая эксплуатация энергоблока".
В марте глава "Росатома" Сергей Кириенко сообщал, что до 1 ноября планируется разработать технологические решения по безопасной эксплуатации первого энергоблока с реактором большой мощности канальным (РБМК).
По словам Сергея Кириенко, основной этап опытных работ планируется завершить к лету текущего года. Одновременно с ремонтом первого энергоблока в апреле на ЛАЭС начинается ремонтная программа 2013 года.
Сначала на плановый ремонт на 40 дней будет остановлен четвертый энергоблок, а затем, в начале мая, ремонт продолжительностью 70 дней ждет и второй энергоблок, мощность которого уже была снижена до 500 мегаватт в связи с плановым ремонтом турбогенератора.

Стройка идет

"Стройка стала живой", — так описал ситуацию на стройплощадке ЛАЭС–2, первый заместитель директора филиала "Управление сооружением объектов" ОАО "Концерн Росэнергоатом" Виктор Сучков, подводя итоги выполненных в феврале работ.
В строительстве первого и второго энергоблоков ЛАЭС–2 задействовано почти 2900 человек. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока ЛАЭС–2 запланирован на 2014 год, второго предварительно — на 2016 год.
Для ускорения работ на стройплощадке в начале апреля установлен тяжелый гусеничный кран Liebherr LR 11 350, его использование сократит работы на первом энергоблоке на месяц. В машинном зале энергоблока №1 ведется монтаж сепараторов–пароперегревателей — это почти 800 т оборудования. Одним из ключевых событий 2013 года станет монтаж турбоагрегата.

Безопасно и закрыто

Эксперты положительно оценивают уровень безопасности как на действующей ЛАЭС, так и на строящейся ЛАЭС–2.
"При строительстве ЛАЭС–2 мы видели определенные недостатки, но основные ошибки, способные привести к авариям, закладываются на этапе проектирования", — отмечает президент группы компаний "Городской центр экспертиз" Александр Москаленко. По его словам, проект станции именно с точки зрения безопасности проработан серьезно, причем уже с учетом фукусимской аварии.
При этом атомная энергетика остается закрытой отраслью: все АЭС России принадлежат "Росэнергоатому", который является непубличной компанией. Поэтому, по словам Андрея Гусева, инвесторам будет сложно найти какие–то пути заработка на ядерной энергетике в России.