Локомотив сбавил обороты

Ситуация на железной дороге не способствует росту лизинга вагонов. Но устойчивости лидеров рынка пока ничего не угрожает.

Лизинг железнодорого транспорта по–прежнему остается безусловным лидером рынка в целом. Правда, в прошлом году он несколько сбавил свои позиции, и доля этого сегмента в общем объеме рынка сократилась с 49,4% в 2011 году до 40,8% в 2012 году, сообщается в исследовании профессора Высшей школы экономики Виктора Газмана "Лизинг России — 2012".

Спецвагон

Наибольшая массовая доля сделок на рынке всегда принадлежала и принадлежит полувагонам, которые доминируют на железной дороге. Во втором полугодии 2012 года наблюдалось снижение спроса на полувагоны и, как следствие, снижение объема сегмента лизинга ж/д в структуре рынка лизинга РФ.
"Думаю, что сейчас достигнуто "дно" рынка. Со второй половины года возможно восстановление спроса на полувагоны, по крайней мере до уровня темпов обновления парка", — считает генеральный директор компании "Трансфин–М" Дмитрий Зотов.
Высоким остается спрос на специализированные вагоны: цистерны, платформы, хопперы, автомобилевозы, которых мало производили в последние годы.
"В отдельных секторах специализированного подвижного состава наблюдается даже небольшой дефицит", — замечает заместитель генерального директора по развитию бизнеса ООО "Объединенная вагонная компания" — управляющая организация лизинговой компании RAIL1520.

Бизнес по–крупному

Железнодорожный вагон стоит недешево, а ведь чтобы вагон передать в лизинг — его надо сначала купить.
"Условия входа в сегмент лизинга ж / д: большие объемы финансирования — от 500 – 1000 млн рублей, длительные сроки — порой до 15 лет, минимальное участие собственными средствами клиента, невысокий уровень маржи", — отмечает Дмитрий Зотов.
И даже на пике роста цен на вагоны и объемов продаж активно в сегменте работали 10 – 12 компаний.

Рынок ждет

"По итогам 2012 года лизинг ж / д вагонов в России и Петербурге в частности находился на пике развития, — комментирует ситуацию заместитель генерального директора по финансам ЗАО "Евросиб" Иван Атемасов, — однако, учитывая текущий спад спроса на вагоны, результаты 2011 – 2012 годов в ближайшие годы будет не превзойти".
Дмитрий Зотов прогнозирует, что объем нового бизнеса в сегменте лизинга ж / д техники с большой вероятностью будет соответствовать объему предыдущего года. Снижение спроса на вагоны спровоцировало и падение цен на них. Но некоторые участники рынка ждут в ближайшее время их стабилизации и даже умеренного роста.
"Колебания рынка сегодня локальны в отличие от ситуации 2008 – 2009 годов, сегодня нет кризиса ликвидности, равно как нет катастрофического падения погрузки", — отмечает Максим Куземченко.
Одной из тенденций 2013 года стал рост популярности оперативного лизинга. "Это экономически обоснованный выбор для любой компании, чей бизнес — не грузоперевозки сами по себе", — считает Максим Куземченко. Так, фиксированные ставки позволяют прогнозировать транспортную составляющую в стоимости продукции.