Забивать и забуривать

В Петербурге мало используются российские машины и оборудование для свайных работ. В почете немецкие, голландские, итальянские и финские установки.

Высокие темпы строительства в Петербурге поддерживают рынок машин и оборудования для свайных работ. При этом строители в подавляющем количестве используют технику западных производителей.

Иностранцы в лидерах

Для изготовления свай применяются машины разного типа в зависимости от технологии. Это могут быть установки для устройства забивных свай, устройства буронабивных свай и т. д. При производстве свайных работ дополнительно применяются и другие строительные механизмы: крановые установки, экскаваторы, вибропогружатели различных типов и т. д.
Стоимость их может сильно различаться, так, цена на навесное оборудование колеблется от 1,5 до 8 млн рублей, а стоимость буровых установок достигает 80 млн рублей. Среднестатистический срок службы машины не менее 5 лет при надлежащем эксплуатационном уходе.
Для строительства в грунтовых условиях Петербурга средняя длина сваи должна составлять 25 – 30 м, меньшие по размеры применяются, как правило, при возведении коттеджей. Производительность, которой должны обладать свайные установки, диктует не только рынок, но и законодательство, например 214–ФЗ, регулирующий привлечение средств дольщиков. Хорошей производительностью считается установка 8 – 10 свай в смену.
Тяжелую буровую технику, которая необходима для глубоких свай и обладает подобной производительностью, представители отечественных заводов практически не предлагают. Однако в производстве есть отечественные вибропогружатели. Местные производители начинают работать в сотрудничестве с иностранными.Например Охтинский завод строительных машин с 2011 г. стал представителем итальянских фирм 1МТ и TEREDO, производящих буровые установки.

Выбор технологий

Традиционный метод установки свай — их забивка с помощью ударных установок. Это, наверное, самый старый способ из тех, что применяются сейчас. Гендиректор ЗАО "Нулевик" Евгений Прокудин рассказал, что его компания использует сваебойную установку JUNTTAN РМ25. "Эта финская марка популярна на Северо–Западе и из–за близости Финляндии, и потому, что хорошо зарекомендовала себя при работе именно на наших грунтах", — уточняет Евгений Прокудин. Однако подобные машины могут использоваться только на освоении новых территорий или в промышленном строительстве. В сложившейся застройке используют другие методики, чтобы исключить динамические, вибрационные и звуковые нагрузки.
При работе в центре города сейчас популярны машины, работающие по технологии "фундекс", например машины одноименной марки FUNDEX. "При устройстве свай по данной технологии не происходит выемка грунта, что позволяет работать вблизи зданий и минимизировать влияние на существующую застройку", — отмечает Дмитрий Приймаков, заместитель коммерческого директора ООО "ГЕОИЗОЛ". Однако эта технология используется не только в исторической застройке, но и массово применяется при строительстве новых кварталов. В настоящее время на городском строительном рынке работают не менее 25 подобных установок.
В случае необходимости обеспечить большую несущую способность применяются сваи, выполненные по технологии "в обсадной трубе", которая позволяет изготавливать сваи диаметром до 1,5 м и глубиной до 70 м. В таких работах используется, например, итальянская машина Casagrande. "Такие сваи могут выдержать очень большую нагрузку. Самое большое распространение эта технология получила при строительстве дорожных развязок, виадуков, применяют ее также при высотном строительстве", — уточняет Дмитрий Приймаков.