Комплексы и вопрос их пола

В общем объеме торговых площадей, введенных в 2012 г., доля торгово–развлекательных комплексов составила 67%. Вслед за ними растут и объемы рынка промышленных полов. На 20 – 30% в год.

В 2012 г. в Петербурге введены в эксплуатацию 12 новых торговых центров, включая торгово–развлекательные и гипермаркеты. Если считать по объему торговых площадей, то, по данным компании NAI Becar, показатели 2012 г. в 1,5 раза превышают данные 2011 г. По оценке аналитиков, наибольшая удельная доля по объемам ввода торговых площадей пришлась на формат торгово–развлекательных комплексов (ТРК) — 67%. В итоге сегодня на тысячу петербуржцев приходится 624 м2 торговых площадей. Ежедневная посещаемость ТРК составляет в зависимости от его местоположения и величины 7–40 тыс. человек. Учитывая это, при строительстве ТРК к полам предъявляются высокие требования, удовлетворить которые могут только промышленные полы, замечает Антон Алексеев, менеджер проекта ООО "Стратус ПРО".
Промышленные полы бывают шлифованные, затирочные (топинги), полимерные (наливные). Последние как раз чаще всего выбирают для строительства ТРК, потому что это долговечное красивое покрытие. Такие полы износостойки, легко укладываются, имеют широкую цветовую гамму, просты в ремонте, удобны в эксплуатации. Большая часть полов в торговых залах — это керамика (50 – 70%), коммерческий линолеум и полимерные полы. Популярное бюджетное решение — бетонный пол с упрочненным верхним слоем. Доля полимерных полов для торговых залов невелика — 10 – 15%. В технических помещениях доля полимерных полов существенно выше. На парковках доминируют три типа напольных покрытий: асфальтобетон, бетонные полы с упрочнением, полимерные напольные покрытия. В 2011 г. в России было произведено около 13,6 тыс. т полимерных составов для промышленных полов, что на 9% больше, чем годом ранее. Потребность же составила 17,1 тыс. т, включая импортную продукцию, что в стоимостном выражении составило 4,2 млрд рублей. Оценить показатели 2012 г. эксперты затруднились, отметив лишь, что доля промышленных полов для ТРК составляет примерно 16% в объеме рынка. При этом на Северо–Западный федеральный округ приходится около 15% общего объема потребления полимерных составов для полов в России.

Свои и чужие

По словам технического директора ООО "Зика" (торговая марка Sika) Антона Носова, среди производителей материалов для промышленных полов в России лидерство принадлежит компании "Хантсман–НМГ". Ее продукция занимает 28% рынка. Другие компании занимают намного меньшую долю: "Промышленные полы" — 10%, "СМТ–Продукт" — 9%, "Ай–Си–Ти–Кемикал" и Universum — по 8%, INGRI — 7% и "Евростройпроект" — 5%.
На долю импортной продукции приходится 18% рынка. В 2012 г. объемы импорта составили около 3,1 тыс. т, что на 20% больше, чем в 2011 г. Более половины из этого объема приходится на полимерные составы компании Sika. Помимо Sika импортируют продукцию Basf (18% в общем объеме импорта), NantenOy (15%), Remmers (5%), RPM–Belgium (2%). Что касается компаний, которые устанавливают промышленные полы, то, как замечает Антон Алексеев, в Петербурге таких немало, но при уточнении оказывается, что кто–то специализируется лишь на установке классических бетонных полов без дополнительной обработки, кто–то занимается лишь нанесением полимерных покрытий на готовые бетонные полы.

Брак и его последствия

Одна из проблем установки промышленных полов — это желание сэкономить, а потому в погоне за предложением низкой цены производители экономят на качестве сырья и при производстве полимерных материалов добавляют в свои композиции токсичные полиэфирные смолы (вместо эпоксидных), растворители, разнообразные нежелательные примеси, замечает Антон Алексеев. Иногда даже в случае использования дорогих керамических напольных покрытий нередко применяют дешевый некачественный клей. В результате — брак, который обнаруживается не сразу.
"Еще один пример — применение тонкослойных полимерных покрытий на автомобильных парковках ТРК, — говорит Антон Носов. — В условиях климата средней полосы и севера такие покрытия выдерживают не более полугода. Особенно быстро они выходят из строя в осенне–зимний период, когда меняют летние шины на шипованные и к высокой механической нагрузке добавляется постоянная сырость и антиобледенительные реагенты".

Половые новинки

Среди новинок отрасли эксперты отмечают появление материалов для полов с повышенными декоративными свойствами, которые дают возможность реализовывать разнообразные идеи архитекторов и дизайнеров.
Появились также материалы, которые существенно сокращают сроки производства работ по устройству полов в ТРК, так как позволяют укладывать полимерные и другие финишные напольные покрытия на свежеуложенную бетонную стяжку. Это, по словам Носова, позволяет сэкономить до 3 недель при установке полов, а также проводить работы при отрицательных температурах, что особо актуально в петербургском климате.