Кредитное оживление

Банки продолжают ожесточенно конкурировать на рынке автокредитования, снижая требования к заемщикам и ставки.

Продажи легковых автомобилей в Петербурге в 2012 году, по оценкам "Auto — Dealer — СПб", выросли по отношению к 2011 году на 7%, до 204 179 машин. Лидеры продаж — автомобили среднего ценового сегмента (600 тыс. — 1 млн рублей). Доля кредитных продаж осталась на уровне 50% от общего объема.
По словам Андрея Рублева, заместителя управляющего филиалом Абсолют Банка в Петербурге, основными причинами роста продаж автомобилей стали: появление в первом полугодии новых бюджетных моделей автомобилей, увеличение квоты для большинства автодилеров, а также увеличение спроса в продажах автомобилей сегмента трейд–ин.
"В начале 2012 года наблюдалось некоторое снижение доли кредитования новых автомобилей за счет окончания программы льготного кредитования, предусматривающей государственное субсидирование. Наблюдалась тенденция повышения интереса банков к кредитованию б / у автомобилей. Тем не менее доля продаж авто с пробегом за счет программ автокредитования находится на низком уровне, так как в ряде случаев продажи в указанном сегменте покрываются за счет беззалоговых потребительских кредитов", — уточнили в Балтинвестбанке.

Свой среди своих

По словам начальника отдела кредитования физлиц петербургского филиала Газпромбанка Виктора Моторина, начавшееся в 2011 году общее оживление рынка продолжилось и в 2012 году. Увеличилось количество операторов как дилеров, так и кредитных организаций, участвующих в процессе кредитования.
В настоящее время львиная доля кредитных продаж (по оценкам ряда экспертов, до 70%) приходится на "кэптивные" банки и федеральные программы, в банковский пул которых входят государственные банки. Банки автопроизводителей обслуживают профильные марки, такие как Toyota, Mercedes–Benz, Nissan и др. Стоимость ресурса у них обычно ниже, однако у покупателя могут возникать дополнительные затраты и сложности, связанные с обслуживанием кредита. В частности, из–за того, что многие банковские подразделения автопроизводителей не имеют своей розничной сети и действуют через агентов.
Продажи таких марок, как VW, Audi, Skoda, Renault, Nissan, часто проходят через совместные программы импортера, банков и страховых компаний. Для покупателя формируется выгодное предложение за счет кредитования по субсидированной ставке с предоставлением скидки на автомобиль и выгодных условий автострахования в рамках совместной кооперации.

Заемщику стало лучше

По ценовым показателям автокредита за рассматриваемый период произошли незначительные изменения в сторону увеличения процентной ставки на кредиты в рублях сроком на 36–60 месяцев, в среднем на 1,5–2 процентных пункта. По краткосрочным кредитам (до 24 месяцев) некоторые банки даже снизили ставки, уровень банковских ставок составил 8,5–11,5%. Большая часть банков отменила единоразовые комиссии за выдачу кредита. Из–за высокой конкуренции в банковском ретейле для привлечения клиентов также появились различные опции по кредитным продуктам на авто, например "кредитные каникулы" (когда клиент в течение определенного периода платит только начисленные проценты по кредиту, выплаты по основному долгу начинаются по истечении определенного периода), снижение ставок за счет оформления дополнительных страховых продуктов (страхование жизни и трудоспособности) и пр. "Общего снижения стоимости автокредитов не наблюдалось. Однако на фоне незначительного роста ставок произошли значительные улучшения условий кредитования, — говорит Виктор Моторин. — В случае сохранения благоприятной макроэкономической ситуации можно ожидать дальнейшей либерализации условий кредитования, запуска новых совместных программ с автопроизводителями, увеличения предложения автодилеров и производителей".

Стабильное развитие

Эксперты полагают, что тенденции, сложившиеся на петербургском авторынке в конце 2012 года, скорее всего, сохранятся в 2013 году, хотя рост продаж незначительно сократится. Уровень кредитных продаж останется на том же уровне, что и в 2012 году, продолжится увеличение доли рынка трейд–ин.
По словам директора дирекции розничного бизнеса банка "Санкт–Петербург" Марины Гориловской, в 2013 году существенного роста продаж автомобилей в кредит ожидать не следует, скорее всего, объем продаж останется на прежнем уровне с возможными колебаниями в пределах 5%.
"Мы прогнозируем некоторое смещение рынка автокредитов в сегмент подержанных автомобилей, который на текущий момент плохо покрывается автокредитными продуктами. Доля продаж в б / у сегменте за счет автокредитов будет расти с развитием программ экспресс–кредитования, — рассказали в Балтинвестбанке — В целом при стабильности макроэкономической ситуации мы считаем, что текущие тенденции сохранятся в 2013 году".