Политологи и экономисты обсуждают смерть Бориса Березовского

Автор фото: globallookpress

Смерть Бориса Березовского стала главной темой блогосферы в выходные. Политологи и экономисты обсуждают, можно ли верить в версию о самоубийстве и в каком статусе Березовский войдет в учебники истории.

Борис Березовский скончался в своем доме в окрестностях Лондона днем в субботу. Ему было 67 лет.
Причина смерти пока точно не известна. Сначала появилась версия о самоубийстве, потом – об инфаркте. Учитывая обстоятельства смерти другого лондонского оппонента Владимира Путина – Александра Литвиненко — в воскресенье появилась версия об отравлении полонием, а уже в понедельник друзья Березовского заговорили о том, что экс-олигарх, возможно, был задушен.
В подтверждение версии о самоубийстве говорит покаянное письмо, написанное Березовским год назад, в котором он пообещал, что вслед за просьбой о прощении на словах последует и дело. Кроме того, знакомые бизнесмена подтверждают, что в последние месяцы он неоднократно говорил о суициде.
В то же время образ Березовского из 1990-х и начала 2000-х годов был полон такой витальности, что и десять лет спустя поверить в его добровольный уход из жизни наблюдателям сложно. С учетом не самого крепкого здоровья появились версии об инфаркте, с учетом наличия у бизнесмена серьезных оппонентов – об убийстве.
Определиться с отношением к Березовскому просто только тем, кто рисует его образ черными красками: расхищал бюджет, проводил сомнительные сделки, фальсифицировал выборы, не вполне законно рулил многими процессами, а думал о себе еще больше, чем заслуживал. Более нейтрально настроенные наблюдатели говорят о противоречивости и сложности образа.
Березовский был одним из самых ярких политиков 1990-х. Он помог удержать власть Ельцину и привел к власти Путина, участвовал в сомнительной честности сделках и вел информационные войны. Возможно, он несколько преувеличивал свою роль, но и в самом деле был одним из главных действующих лиц российской политики.
Сочетание творческой жилки, этического нигилизма и огромной власти сделало Березовского чуть ли не самым заметным политическим игроком. История закончилась трагедией: олигарха выдавила из страны та самая система, которую он и создал.
"Березовского сложно отнести к какой-то одной эпохе – постсоветско-ельцинской, постсоветско-путинской, он застрял между лихими 90-ми и коррупционно-застойными 2000-ми. Березовский – медиатор политиков, посредник между временами, великий комбинатор, которому в решающую минуту отказало чутье. Покуда он продолжал разыгрывать изысканную шахматную партию, вошел борец (им же и приведенный) и кинул его через плечо. Шахматный опыт политической интриги оказался бесполезным и более уже невостребованным", – пишет политолог Алексей Малашенко.
Его коллеге Михаилу Делягину представляется, что все проще: "Авантюрность, алчность, беспринципность и суетливость позволили ему фактически захватить власть и не дали ее удержать. Я не испытываю никаких чувств по отношению к нему. Эта грязная страница нашей истории была перевернута давно и не вызывает никаких чувств, кроме омерзения. Конечно, такие люди не должны уходить в небытие сами, а не по приговору суда, — но сколько подобных уже умерло, в том числе и окруженных почитанием и уважением. Для меня Березовский — живое выражение того, что без любви к своей стране и ее людям даже самые умные, сильные и удачливые люди впадают в ничтожество".
"В России не было человека, который так же, как и Березовский, мог бы разговаривать абсолютно со всеми, — пишет экономист Андрей Илларионов. — При этом абсолютно все готовы были говорить с ним. Борис Березовский – единственный из публичных лиц, кто обнародовал свое развернутое Покаяние, в котором он объяснил, за что именно он просит у народа России прощения".
"Что бы мы про него ни думали, он был ключевой фигурой ушедшей эпохи, — пишет публицист Александр Архангельский. — Эпохи исторической, авантюрной, смелой, подлой, масштабной, мелочной и безоглядной. Про таких людей при жизни говорят раздраженно, а после смерти пишут книги и снимают кино. Грандиозный плутовской роман окончен».
Эдуард Лимонов тоже видит в личности Березовского в первую очередь яркость художественного образа: "Березовский казался сильным и хищным, и несгибаемым, а оказался хрупким и ломким. Режим — режимом, но это Россия с ним проделала. Россия, она кого хочешь захватит мертвыми руками, обольщая. Там дураки, примитивы английские из Скотланд-Ярда ищут радиацию и следы отравления в его доме. Остолопы, виновная лежит открыто на нескольких часовых поясах от Владивостока до Петербурга и только загадочно улыбается, теребя косу из пурги. А в пустых залах бывшего "Логоваза" ночью скрипели полы и стоял ужасающий скрежет. То бродила по паркетам неуспокоенная душа Бориса, и швыряло ее от стены к стене".

Видео: Reuters.