Мобильный сервис

Автор фото: Зыгарь Ирина

Кейтеринговые компании работают в основном в формате b2b, однако часто взаимодействуют и напрямую с заказчиком.

При планировании конференций организаторы стараются выбирать те конгресс–центры или гостиницы, где есть стационарный ресторан, это позволяет сэкономить на стоимости кофе–брейков примерно 20%.
"За последние годы появились достаточно широкие возможности у отелей — и крупных, и даже средних. Есть инфраструктура — конференц–залы, оснащенные оборудованием для проведения различного рода конференций, деловых встреч, семинаров", — говорит Андрей Андреев, генеральный директор ООО "Карамель кейтеринг".

Отель или кейтеринг?

В основном выбор — проводить деловые мероприятия в отеле или обращаться за помощью в кейтеринговую компанию — продиктован количеством участников, форматом мероприятия и местом его проведения.
Как правило, мероприятия с числом участников до 100 человек проводят в отелях. При большем числе участников на помощь приходят кейтеринговые компании.
Кейтеринг — отрасль общественного питания, стоящая в то же время особняком, давно развита в мире, в России она активно развивается не менее 15 лет. Преимущество кейтеринговых компаний в отличие от стационарных ресторанов в том, что они могут организовать питание в рамках мероприятия практически в любом месте.
"Все зависит от поставленной задачи — питание может быть организовано как во дворцах и выставочных залах, так и буквально на траве в формате пикника, от стандартного кофе–брейка до роскошного гала–ужина", — отмечает Андрей Андреев.

Рынок растет

Всего в Петербурге работают около 30 кейтеринговых компаний, готовых обеспечить питание на мероприятиях с количеством участников до 500 человек. Однако не больше 10 компаний могут обслужить более масштабные мероприятия, куда приглашены свыше 1 тыс. человек.
По оценке Виталия Тильга, владельца кейтеринговой компании "Комильфо", рынок кейтеринга в Петербурге растет ежегодно на 10–15%.
Как правило, кейтеринговые компании работают в формате b2b и взаимодействуют с ивент–агентствами. В случае если у заказчика есть в штате сотрудники, способные самостоятельно организовать конференцию, взаимодействие между кейтеринговой фирмой и заказчиком проходит напрямую.
"В нашей структуре продаж обслуживание деловых мероприятий занимает примерно 10%", — рассказывает Сергей Лукьяненко, руководитель ресторана выездного обслуживания "Арт Нуво Кейтеринг".
По его словам, это заказы от постоянных клиентов, которые ценят оперативное реагирование на запрос, стремление удовлетворить любые потребности, а также высокое качество обслуживания и кухни.
Конкуренты кейтеринговых компаний — рестораны, предлагающие услуги выездного обслуживания. Участники рынка отмечают, что на доставку еды сегодня приходится 14–20% общей выручки ресторанов в Петербурге.
"При этом они не имеют оборудования для организации мероприятия и берут в аренду посуду, оборудование, текстиль и т. д.", — добавляет Виталий Тильга. В целом с учетом ресторанов емкость рынка кейтеринга оценивается в 3–5 млрд рублей в год.

Крупная рыба

Говоря о росте рынка кейтеринга, игроки указывают на большее число масштабных мероприятий, проходящих в городе, — Экономический форум, Юридический форум, Кинофорум и т. д. "Петербург в последние годы ощутимо стал более привлекательной площадкой для проведения всякого рода масштабных мероприятий", — говорит Андрей Андреев.
При этом, по его словам, нельзя сказать, что спрос на услуги кейтеринговых фирм растет лавинообразно — безусловно, это избирательная история, например, летом заказов на кейтеринговое обслуживание больше.

Три кита

Участники рынка отмечают, что не стараются изобретать велосипед и привлекать клиентов какими–либо необычными идеями. В основном их усилия сосредоточены на обеспечении трех базовых задач: оснащенности необходимым оборудованием, качестве еды и подготовке персонала и гибкости в отношениях с заказчиком.