Михаил Семенихин: Ставка на рост оказалась выигрышной

Марка "Volkswagen Коммерческие автомобили" по итогам 2012 года вновь стала лидером продаж в России среди иностранных брендов. О факторах успеха, конкуренции с российскими заводами и грядущих переменах в связи с переходом на новый стандарт топлива рассказал глава марки в России Михаил Семенихин.

Благодаря или вопреки чему вам удалось завершить год на первом месте среди иностранных автопроизводителей коммерческого транспорта?
— Нам удалось занять первое место, во–первых, за счет того, что, не будучи участником каких–либо программгосподдержки, мы действуем исключительно рыночными методами — это наша стихия.
Во–вторых, под свой прогноз развития спроса мы ставили и задачи: формировали производство и товарные запасы. Благодаря этому у нас всегда были автомобили в наличии, и одним из конкурентных преимуществ стала возможность практически немедленной поставки, причем по всей линейке, кроме Amarok, на который спрос превышал возможности завода. Наши товарные запасы и сейчас в оптимальном состоянии: нет никаких провалов или затоваривания.
В–третьих, у нас профессиональная и прибыльная дилерская сеть. Кроме того, мы убеждаем клиентов прежде всего услугами вокруг продукта. Создан целый комплекс дополнительных сервисов в рамках программы Care Port, многие из услуг уникальны для рынка легких коммерческих автомобилей и практически некопируемы.
Какую долю рынка занимают ваши автомобили сегодня?
— По итогам 2012 года наша доля рынка составила 7,6%, в 2013 году планируем ее и дальше существенно расширить. Большинство наших коллег придерживалось на 2012 год достаточно консервативных прогнозов. Мы же для себя заложили более динамичный рост рынка легких коммерческих автомобилей до 6 т, и эти расчеты оправдались.
В России мы завершили год на положительной ноте, с очень хорошим результатом. Мы продали более 16 тыс. автомобилей, все планы и показатели эффективности выполнены и перевыполнены. Планы на следующий год еще более амбициозны, несмотря на некоторую стагнацию рынка.
Каковы позиции коммерческих автомобилей VW в Петербурге?
— В этом городе за 2012 год было продано более 2500 автомобилей. Регион уверенно держит второе после столичного место по объему продаж, и его доля в ближайшем будущем сохранится на уровне 15%.
Какие модели являются наиболее востребованными?
— У нас четыре модельные группы: Caddy, Transporter, Crafter и Amarok. В каждой из них сотни модификаций, а общее количество составляет почти тысячу. И в каждой есть лидеры продаж. Это Caravelle, Amarok во всех модификациях, Multivan. Физические лица с удовольствием берут Caddy, бизнес часто выбирает Crafter.
Отечественные марки ГАЗ, УАЗ остаются в абсолютных лидерах продаж в стране. Насколько прочны их позиции, по вашему мнению?
— В последнее время спрос на легкие коммерческие автомобили в России постоянно растет, однако позиции ГАЗ и УАЗ не так прочны, как раньше. В последние несколько лет были предприняты существенные шаги в направлении улучшения условий кредитования и лизинга при покупке автомобилей, индекс потребительского доверия значительно повысился.
Все эти факторы естественным образом отразились на покупательском спросе: он постепенно смещается в пользу иностранных марок, в том числе и произведенных в России. Это обусловлено высокой добавочной стоимостью автомобилей (высокой стоимостью на вторичном рынке), что дает возможность выгодной перепродажи после окончания лизинга или гарантийного обслуживания.
Распространенное заблуждение — считать оптимизацией расходов покупку автомобиля с минимальной стоимостью: чем ниже стоимость, тем меньше средств нужно изъять из оборота и тем быстрее окупится покупка, такая инвестиция кажется разумнее. Однако не нужно забывать о качестве, экономичности, надежности и выносливости приобретаемых транспортных средств.
Что нового появится в работе с дилерами?
— В 2013 году мы планируем расширить дилерскую сеть до 110 полнофункциональных дилерских предприятий и 25 сервисных партнеров, при этом фокус будет сделан на развитие сети в регионах. Одна из важных задач — обеспечить дилеров широким набором необходимых финансовых инструментов и тем самым укрепить их финансовую устойчивость.
В салонах наших официальных дилеров предлагаются всевозможные программы финансирования покупки: разнообразные кредиты, лизинговые схемы, программы льготного страхования. "Фолькваген Банк", который еще недавно работал только с дилерами, теперь пошел в розничный бизнес и занимается финансированием конечных клиентов. Причем на заемные деньги покупать можно как серийные автомобили, так и спецверсии, например медицинского назначения, гражданские бронеавтомобили, изотермические фургоны. Это важно для развития малого бизнеса в стране.
Еще с 2014 модельного года (он начинается летом 2013–го) коммерческие автомобили Volkswagen получат трехлетнюю заводскую гарантию. Это будет уникальное предложение на рынке, которого нет ни у одного из наших конкурентов.
Россия готовится к переходу на новый стандарт топлива Евро–5 с 2014 года. Скажется ли это на гамме моторов, которыми оснащаются автомобили VW?
— Мы уже готовимся к тому, что новый стандарт топлива с 2014 года введут в стране. Поэтому вскоре начнем расширять гамму моторов: на всех моделях помимо нынешних агрегатов Евро–4 появятся и двигатели Евро–5. Пусть даже отечественное топливо в некоторых местах далеко от идеала, что может потребовать меньших межсервисных интервалов.
 
 

Итоги

Продажи нового коммерческого транспорта в России в 2012 г. Легкие коммерческие автомобили полной массой менее 6 т

МАРКИ I кв. 2012 г. II кв. 2012 г. III кв. 2012 г. IV кв. 2012 г. 2012 г. 2011 г. %
ГАЗ 16 603 23 135 24 541 25 968 90 247 90 034 0%
УАЗ 5170 7065 7284 8366 27 885 26 422 6%
Volkswagen NFZ 3606 4423 4075 4057 16 161 12 345 31%
Ford 2216 2797 3636 4313 12 962 8864 46%
Peugeot 2508 2567 2770 2088 9933 9488 5%
Toyota 594 1816 3012 1820 7242 2609 178%
FIAT 1222 795 2010 1932 5959 12 942 –54%
Citroen 1255 1321 1175 1287 5038 3198 58%
Mercedes–Benz Vans 674 1060 1016 1224 3974 2702 47%
Nissan 649 523 688 562 2422 1928 26%
Источник: Ассоциация европейского бизнеса