Труба для стройки

Автор фото: Ваганов Антон

Крыловский ГНЦ намерен построить ландшафтную трубу для аэродинамических испытаний мостов и высотных домов.

Через полтора года Крыловский государственный научный центр (ГНЦ) планирует построить аэродинамическую трубу для проведения испытаний (продувания) макетов полноразмерных мостов и высотных зданий.
Новая труба шириной 10,5 м позволит проводить испытания макетов ландшафтов местности, полноразмерных мостов, жилых кварталов, аэропортов, морских портов и будет востребована среди проектантов этих объектов, рассчитывают в Крыловском ГНЦ.

Инвестиции в трубу

Объемы строительства инфраструктурных объектов (развязок и мостов), высотных зданий (жилые дома выше 75 м и общественные здания выше 50 м) растут, и без проведения аэродинамических исследований есть риск потерять огромные инвестиции.
Так, например, печальную славу получил "танцующий" мост в Волгограде. Долгострой стоимостью почти 5 млрд рублей открыли в 2009 году. Но уже через 2 года после запуска его пришлось ремонтировать из–за нарушений аэродинамики конструкции. Из федерального бюджета на установку укрепления для моста было дополнительно выделено 100 млн рублей.
Стоимость проекта в Крыловском ГНЦ не уточняют, финансирование работ ведется из федерального бюджета.
"Исходя из опыта строительства вертикальной аэродинамической трубы с диаметром 4,5 м строительство закрытой горизонтальной аэродинамической трубы я могу оценить в 2 – 3 млн евро без учета стоимости датчиков, электроники, измеряющей параметры проектов", — говорит Руслан Романенко, генеральный директор комплекса FlyStation.
"Аналог нашему проекту, труба шириной 13 м, есть только в Копенгагене", — утверждает Александр Пустошный, начальник 2–го отделения ФГУП "Крыловский государственный научный центр".
Сейчас в Крыловском ГНЦ работает аэродинамическая труба высотой 4 м и шириной 2,5 м. В ней можно продувать лишь макеты отдельных пролетов мостов, отмечает Александр Пустошный.

Проверка на прочность

Аэродинамические испытания в России являются обязательным условием при создании многих видов транспорта: самолетов, судов, поездов. Такими исследованиями в России занимается Авиационный научно–технический центр в Москве.
Для строительства зданий и сооружений необходимость проверки на аэродинамической трубе решается в каждом случае индивидуально.
"Любое высотное здание считается нестандартным объектом, и для него пишутся специальные технические условия, по ним может потребоваться продувка макета, но можно и по своему желанию пройти эту процедуру", — говорит Сергей Цыцин, генеральный директор и главный архитектор Архитектурной мастерской Цыцина.
Проекты его компании проходили испытания и в Москве, в Центральном научно–исследовательском институте строительных конструкций им В. А. Кучеренко, и в Крыловском ГНЦ. Стоимость такого исследования варьируется от 1 млн до 2 млн рублей, в зависимости от сложности макета.
А вот общественно–деловой комплекс "Лахта Центр" высотой 462 м испытывали на прочность в два этапа. Макет проверяли в Новосибирске — научно–исследовательская и проектно–строительная фирма "Уникон", и в Канаде — компания RWDI Inc.

Обязательная труба

Проблем с клиентами у новой трубы не возникнет, убеждены эксперты.
Представители мостостроительных компаний говорят, что аэродинамические испытания — обязательное условие создания новых проектов.
Сергей Цыцин объясняет, что новая труба будет востребована потому, что высотное строительство набирает обороты. "Строительство 25–этажных зданий высотой 75 м стало распространенной практикой из–за удорожания земли, а улучшать качество легче на стадии строительства, проектирования зданий, поэтому я только приветствую модернизацию", — говорит Александр Погодин, заместитель генерального директора петербургского подразделения ГК "Пионер", которое возводит высотки на ул. Хошимина.