Семья будет довольна

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Любовь к семьям своих сотрудников работодатели в России стали проявлять более или менее массово в середине 2000–х годов. Они надеялись, что корпоративы с женами–мужьями или подарки детям повысят лояльность работников и бизнесу будет уже не страшна демографическая яма, в которую должен попасть рынок труда, и дефицит кадров. Пришло время узнать, были ли они правы.

В 2012 году политика российских работодателей в отношении семей своих сотрудников сводилась, по данным исследования компании Generali PPF в России, к нескольким видам взаимодействия. Самые популярные среди них — медицинское страхование и частичная компенсация стоимости страховых программ, которые сотрудники открывают самостоятельно для членов своих семей, готовность компании предоставлять сотрудникам гибкий график работы и желание организовать питание в офисе. Среди нематериальных видов налаживания контактов с семьями работников — детские праздники, совместные выезды, кулинарные тимбилдинги.
"Пожалуй, самое популярное мероприятие — это день семьи (family day), который сегодня проводят в каждой второй компании в Петербурге и Северо–Западном регионе", — отмечает Галина Андреева, руководитель по операционной деятельности Coleman Services в Северо–Западном регионе. Например, в 2012 году family day устраивали заводы "Магна", Caterpillar Tosno, Nissan.
Впрочем, HR–эксперты отмечают, что подобные примеры пока все–таки единичны.
"В большинстве компаний семейноориентированная политика ограничивается вручением подарков детям сотрудников на Новый год. Не многие работодатели понимают необходимость построения family–friendly бизнеса", — считают они.

Семья как якорь

"Поддержание баланса работы и семьи необходимо для сохранения общей лояльности и вовлеченности сотрудника, так как эти факторы напрямую влияют на эффективность или производительность персонала", — отмечает Нэда Сонгин, старший консультант, руководитель компании HayGroup в Балтийском регионе.
В ходе прошлогоднего исследования Generali PPF выяснилось, что чаще всего на рабочем месте работники беспокоятся из–за здоровья членов семьи. При этом человек, испытывающий беспокойство, теряет не менее 15% рабочего времени, а концентрация его внимания снижается не менее чем на 20%. По данным Hay Group Employee Effectiveness research, при снижении эффективности сотрудников или их неэффективности компания теряет вполне измеримые потенциальные возможности улучшить свои финансовые результаты в 4,5 раза в течение 5 лет или наполовину снизить нежелательную текучесть персонала.
Но помимо практически финансовой необходимости в создании family–friendly бизнеса для работодателя есть прямая потребность в этом и со стороны сотрудников. По данным различных опросов, проведенных за последние 6 лет, от 45 до 53% россиян считают самым важным в жизни создание семьи и рождение детей, в то время как карьеру и хорошую работу во главу угла ставят 35 – 39% опрошенных. "По оценкам HR–департамента Generali PPF в России, не менее половины кандидатов, причем как на линейные, так и на руководящие позиции, задают вопросы о семейноориентированных возможностях в рамках социального пакета для сотрудников", — рассказывает Владислав Минар, член совета директоров Generali PPF в России. "Роль семьи выросла и в принятии решений относительно карьеры, — констатирует Галина Андреева. — Семьи становятся дополнительным агентом влияния, и с ними тоже нужно работать".

Цена вопроса

Семейные мероприятия недороги, уверяют эксперты. "Согласно различным исследованиям, на детские программы предприятия тратят всего 0,15 –0,20% от фонда оплаты труда (ФОТ), или 1% от доли совокупных затрат на все виды мотивационных программ, — рассказывает Галина Андреева. — Для сравнения: на корпоративные мероприятия приходится 2,22% ФОТ, на обучение сотрудников — 1,73%, на страхование — 1,94%. Всевозможные конкурсы рисунков, праздничные подарки и экскурсии для детей — это, как правило, небольшие бюджеты".
Наталия Савенко, генеральный директор рекрутинговой компании My Hunter, считает, что не всегда поощрительные действия со стороны работодателя могут сохранить эффективность работы сотрудника, если он переживает личную драму. "Говорить, что работодатель может помочь поддержать баланс семья — работа своих сотрудников добавлением выходных или организацией семейных выездов на природу, я бы не стала, — комментирует она. — Кроме того, у каждого человека свой баланс семьи и работы. Встречаются случаи, когда при работе по 12 часов в сутки человек сохраняет счастье в семье.
Важнее поддержать психологически комфортное состояние сотрудника, его личное чувство баланса. Поэтому некоторые компании уже прибегают к такому инструменту, как внутренний психолог или коучер. Нередко такая "опция" включается в социальный пакет".

Кому это надо

Сегодня эксперты выделяют две категории компаний, для которых семейный PR особенно актуален: это предприятия, где люди заняты тяжелым физическим трудом или на опасном производстве, а также компании, в которых ненормированный рабочий день не просто обычная практика, а производственная необходимость. И в последнюю очередь это нужно подавляющему большинству российских фирм — от банков до производственных компаний. Тренд сохранения баланса работы и личной жизни актуален для так называемого поколения Y (их еще называют поколение фрилансеров. — Ред.), считает Нэда Сонгин. "Для большинства представителей этого поколения работа не всегда является главным мотивом самореализации, — поясняет он. — Помимо того, для них столь же, если не больше, важна личная свобода, куда уже и входит семья. Поэтому при работе с поколением Y методы по сохранению их баланса работа — семья и поддержанию лояльности будут отличаться от методов для работы с поколением X, для которого семейные выезды или корпоративы могут показаться более привлекательными в силу ценностных ориентаций.
Для "иксов" довольно важно чувствовать себя на работе как в семье, что тесно связано с восприятием лояльности".