Три сценария развития России, представленные в Давосе, не обрадовали Дмитрия Медведева

Три сценария российского грядущего, представленные в Давосе группой экспертов, не обрадовали премьера России. Не так, все не так, сказал глава правительства, комментируя выкладки экономистов.

Что именно не понравилось премьеру — догадаться несложно, поскольку все три сценария так или иначе предупреждают правительство о негативных последствиях проводимой политики. При этом речь не идет о сомнениях в компетентности чиновников, отвечающих, к примеру, за финансовый блок. Как остроумно заметил Анатолий Чубайс, "корень экономических проблем страны — за пределами самой экономики, значит, и корень экономических решений — за пределами экономики".
Ну, а какие проблемы подбросит экономика? Если дела пойдут совсем плохо (а совсем — это когда баррель стоит меньше $60), Москва не сможет обеспечить деньгами нуждающиеся регионы. Спасение утопающих в этом случае станет делом рук самих утопающих, поэтому наиболее дальновидные руководители на местах уже начали соперничать за привлечение инвестиций. Ресурсный потенциал большинства регионов не может быть основан только на углеводородах, необходимы инвестиции и в создание производственных цепочек, и в человеческий капитал, и в развитие приграничной инфраструктуры, что крайне актуально, например, для Ленинградской области.
Но в ситуации, когда качество политики регионов по привлечению инвестиций будет сильно различаться, это означает углубление разрыва между экономическим развитием различных территорий. Уже сейчас в стране существует несколько условных Россий, настолько разных, что непонятно, что их вообще объединяет, кроме государственной границы, валюты и телевизионных передач. Падение нефтяных цен может спровоцировать нарастание дисбаланса в региональном развитии, и последствия этого процесса могут оказаться совершенно неожиданными.
И это еще не самый плохой вариант. Будет еще хуже, если нефть подешевеет, но правительство, вместо того чтобы позволить регионам конкурировать за инвестиции, продолжит курс на консолидацию всех источников ресурсной ренты в своих руках и спасение неэффективных предприятий. На выходе получится госкапитализм, но очень хрупкий — такой, который обрушится при первом же колебании цен на углеводороды.
И, даже если нефть подорожает, мы можем получить разрыв в экономике России, но уже с другой стороны. Нефтегазовый сектор будет тянуть одеяло исключительно на себя, игнорируя любую критику и перекраивая в своих интересах правовое и институциональное поле.
Все, кто не будет допущен к нефтяному пирогу, рискуют превратиться в маргиналов, живущих в ожидании высоких решений нефтяных князей. Для долгосрочного развития общества хуже ничего не придумать, поскольку даже рост доходов не компенсирует людям осознания своей ненужности системе.
Но эти сценарии как–то прошли мимо внимания российского премьера, поскольку он, выступая перед членами собственной делегации и представителями инвесторов, пока еще готовых вкладывать деньги в Россию, повторил слова о высокой доходности в российском бизнесе и гарантиях для инвестиций, пообещав улучшить качество государственного управления.
На самом деле премьеру в России трудно. От него ждут роста экономики, то есть чуда, а чудес не бывает. И на самом деле трудно, сохраняя серьезность, говорить с инвесторами про улучшение качества государственного управления и свободу предпринимательства. Поскольку инвесторы все знают: и про управление, и про предпринимателей. И даже с этим знанием они готовы играть на российском рынке при одном условии — пусть им объяснят правила игры. Вот этих слов ожидали инвесторы от премьера, а про доходность бизнеса в России они сами кому угодно расскажут.
И инвесторы услышали слова о том, что Сергей Магнитский погиб потому, что "…был обыкновенным корпоративным юристом", и слова эти для них прозвучали как набат, потому что каждый из них хотел бы иметь в своей команде такого корпоративного юриста.
И эти слова в переводе с языка политики на язык, инвесторам понятный, означали, что правила игры будут меняться в зависимости от того, кому персонально перейдут дорогу инвесторы или их корпоративные юристы.
Такая ситуация может называться как угодно, но она не может называться нормальным инвестиционным климатом. Потому что качество этого самого климата определяют не только формально существующие законы, но и практика их применения.
Не будет вам здесь чудес.