Заказывать такси учат по-новому

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Мобильные приложения меняют привычки пользователей.

Рынок такси переходит на мобильную платформу. Перевозчики создают свои приложения, появляются виртуальные диспетчеры, которые работают одновременно с несколькими парками и даже частными водителями.

Виртуальный автопарк

Так, в октябре на петербургский рынок вышел крупный международный игрок - сервис GetTaxi, который ранее был запущен в Израиле, Лондоне и Москве. Он позволяет заказывать такси через специальную программу, установленную на смартфон. Запуская приложение (в России поддерживаются платформы iOS и Android), клиент определяет свое местоположение на карте и делает заказ нажатием одной кнопки: к нему тут же отправляется ближайший автомобиль. Все это происходит без участия диспетчера: как и клиент, водитель такси взаимодействует с мобильным устройством, которое управляет заказами.
Стоимость поездки рассчитывается поминутно: установлена фиксированная цена за первые 20 минут (310 рублей в будни и 350 рублей в праздники), последующая поездка обходится в 10 или 13 рублей соответственно.
Сервис не имеет своих машин, а работает с таксопарками, но при этом подключает к системе и частных водителей, получая с них комиссию за каждый заказ.

Агрегатор

На петербургский рынок готовится выйти похожая программа "Яндекс.Такси", которая получила широкое распространение в Москве, где подключено более 6 тыс. автомобилей. В отличие от GetTaxi программа выступает в роли агрегатора, не набирая собственных водителей. Сходятся сервисы в том, что направляют к заказчику ближайший автомобиль и позволяют пользователю следить за перемещением автомобиля на карте, чтобы тот был в курсе, где сейчас едет водитель и где именно он припарковался.
"Мы встраиваемся в существующий бизнес-процесс. Таксопаркам мы предлагаем автоматизированную систему приема заказов, не требующую участия диспетчеров. Пользователям - удобный поиск и заказ той машины, которая приедет быстрее всех остальных. Таким образом, сотрудничество с "Яндекс. Такси" обеспечивает нашим партнерам дополнительные заказы", - пояснила Элина Ставиская, менеджер по работе со СМИ компании "Яндекс".
По ее мнению, препятствием для развития подобных сервисов является укоренившаяся привычка заказывать такси по телефону или ловить частника. На текущий момент "Яндекс.Такси" выполняет более 20 тыс. заказов в неделю.

Аукцион

В магазинах мобильных приложений также можно найти ряд программ-аукционов, которые позволяют размещать заказ на проезд по определенному маршруту в определенное время и оперативно получать ценовые предложения от различных таксопарков.
Среди таких программ - inTaxi, TaxiFon, "ECT: вызов такси" и пр.
Кроме того, таксопарки внедряют собственные приложения для пользователей, позволяющие делать заказ со своего смартфона без звонка диспетчеру ("Такси 777", Rutaxi, "Командир. такси"). Активное распространение смартфонов в пользовательской среде, а также постоянное снижение тарифов на мобильный Интернет способствуют развитию подобных программ. Очевидно, что они окажут влияние на привычки пользователей в части заказа такси. Какое решение окажется самым жизнеспособным, определят сами клиенты.