Вендоры готовы к выходу на российский рынок

Автор фото: Global Look Press

Информационные войны, кража секретных данных и диверсии против бизнеса подстегивают вендоров средств информационной безопасности выпускать новые решения.

Основная активность в 2012 году развернулась вокруг криптографии, защиты трафика от перехвата и утечки изнутри, а также обеспечения безопасности "облаков".
По оценкам представителей компаний, работающих с российскими поставщиками, рынок России существенно отличается от американского и европейского.

Решения для защиты

В России есть свои криптографические стандарты и законодательство в этой области, что в какой-то мере защитит внутренний рынок после вступления в ВТО. В то же время рынок частных лиц они никак не регулируют, поэтому на подобные технологии есть спрос - в частности, на токены (брелоки для аутентификации), содержащие криптографические элементы и поддерживающие ЭЦП. У российских разработчиков есть в портфеле подобные продукты, которые реализуют защиту на уровне конечного пользователя через простое самостоятельно работающее устройство.
Хуже дело обстоит с решениями для защиты мобильного трафика - такие продукты есть, но они не пользуются такой популярностью, как токены, - компании только-только понимают важность утечек данных в сотовых сетях. Набирающий популярность на Западе тренд BYOD ("принеси свое личное устройство"), который дал импульс к развитию систем, управляющих защитой информации не только на офисной технике, но и на личных смартфонах, планшетах и ноутбуках сотрудников, в России практически никак не отмечен: зарубежные вендоры готовы выходить на местный рынок, но не видят никакого спроса со стороны заказчиков.
Впрочем, последние два направления попали в фокус внимания отечественных игроков, поэтому у них есть некая фора по времени, чтобы закрепиться на рынке, пока на него не придут западные вендоры, с которыми придется конкурировать на равных.

Западники промедлили

Классические же направления, где появляются новые решения, - средства защиты сетей и антивирусное ПО в 2012 году развивались за счет разработок иностранных компаний: IBM, Avaya, Cisco, Symantec.
Илья Шабанов, управляющий партнер информационно-аналитического центра Anti-Malware.ru, связывает это с тем, что в России достаточно много местных производителей, которые успели окрепнуть и заполучить местный рынок, пока крупные западные производители медлили с приходом в Россию или же вовсе не обращали на наш рынок внимания: так, расклад на российском рынке антивирусов, DLP, средств аутентификации и т. д. существенно отличается от глобального.

Поиск своего пути

В силу исторических причин, уходящих корнями в эпоху холодной войны, к информационной безопасности у нас в стране особое отношение. "Это находит свое отражение в законодательстве, которое фактически препятствует свободной конкуренции в области средств защиты: требуется сертификация продуктов, использование алгоритмов шифрования ГОСТ и сопутствующая защите персональных данных бумажная волокита. Как следствие, на практике выбор средств защиты происходит не из-за их фактической надобности или эффективности, а чтобы угодить регуляторам и минимизировать административные риски", - уверен Илья Шабанов