Год новых дорог

Автор фото: Ваганов Антон

В планах петербургских дорожников на следующий год - завершить строительство четырех участков и начать возведение нового моста.

В Адресной инвестиционной программе 2013 года значится строительство и ввод в эксплуатацию четырех дорожных объекта, включая одну развязку. На эти цели в бюджете города заложено 15,2 млн рублей. Наиболее затратными статьями расхода станет реконструкция Обводного канала от Днепропетровской улицы до Атаманского моста и строительство транспортной развязки на Пироговской набережной на съезде с Сампсониевского моста.
Приблизительная стоимость работ на завершение данных участков в 2013 году составляет по 5 млн рублей. Оставшиеся 5,2 млн рублей пойдут на продолжение Витебского пр. и продолжение Кирочной ул. до ул. Красного Текстильщика.

Мосты вместо тоннелей

В следующем году начнется строительство моста через остров Серный, которое будет сопровождаться реконструкцией Песочной наб., наб. Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Василеостровский остров. В 2013 году на начало строительства этого объекта город планирует потратить 4,6 млн рублей.
"Предусмотрено строительство тоннеля на Синопской наб., которое планируется завершить в 2015 году. Если говорить о реконструкции существующих мостов, то будет продолжаться реконструкция Дворцового моста. Также нуждается в ремонте Тучков мост", - сообщили в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры СПб.
Из-за нехватки средств в бюджете откладывается дата начала проектирования и строительства тоннелей на пересечении набережной Обводного канала с Московским, Лиговским и Старо-Петергофским проспектами как части объектов Транспортного обхода центра (ТОЦ). По той же причине откладывается реализация другого важного для города инфраструктурного проекта - переправы через Неву в створе Феодосийской улицы.
Напомним, что ранее здесь должен был пройти Орловский тоннель стоимостью более 100 млрд рублей. Сегодня в качестве альтернативы ему рассматривается строительство шестиполосного Феодосийского моста, который свяжет Орловскую и Феодосийскую улицы. Стоимость строительства нового моста оценивается в 15-17 млрд рублей.

ЗСД и ТОЦ

Реализация крупных инфраструктурных объектов в Петербурге придется на 2015 год. Самым приоритетным проектом для Смольного является формирование Транспортного обхода центра - магистраль непрерывного движения, которая должна уводить транспортный поток из центра и распределять его по другим районам города. Для этого предстоит создать развязки (тоннели, путепроводы, мосты) на пересечениях ТОЦ с другими основными магистралями города. Завершение строительства намечено на 2015 год.
В том же году планируется ввести последний (центральный) участок Западного скоростного диаметра (ЗСД). В результате трасса стоимостью свыше 200 млрд рублей заработает с пропускным объемом 100-120 тыс. машин в сутки.
По схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), по которой строится ЗСД, будет реализовано строительство как минимум двух новых скоростных магистралей. Первая пройдет в створе улиц Фаянсовая - Зольная, что позволит увеличить пропускную способность на восточном направлении и обеспечит беспрепятственный вывод транспорта в сторону Всеволожска. Вторая - магистраль №7 в Приморском районе соединит город с Приозерским шоссе. "Однако при ее строительстве придется пожертвовать частью Удельного парка, поэтому в качестве альтернативного варианта магистрали №7 рассматривается строительство дублера Пискаревского пр.", - отметили в КРТИ.
Строительство обоих объектов с использованием механизмов ГЧП начнется в 2016 году. Их общая стоимость оценивается в 298 млрд рублей. Свое участие в проектах подтвердили несколько банков, в их числе ВТБ и Ситибанк.
В дальнейшей перспективе строительство в городе еще трех скоростных вылетных магистралей, одна из которых - трасса от Глухоозерского шоссе до КАД.
Директор ассоциации "Дормост"  Кирилл Иванов оценивает возможности ГЧП и контрактов жизненного цикла не более чем 15% дорожно-строительного рынка: "К сожалению там сегодня больше неизвестного, чем известного. А учитывая возможность полного досрочного погашения такого проекта ввиду предусмотренной возможности "форс-мажора", реализация таких контрактов может поставить под серьезный удар бюджет города".

Неиспользованный потенциал

Пока же существующая улично-дорожная сеть отвечает только 30% текущей потребности города, отмечают эксперты. "Основным препятствием для внутригородских связей является дефицит транспортных переходов через естественные (водные) и искусственные (железнодорожные) преграды. Из-за этого даже существующая улично-дорожная сеть использует только 40-45% своего потенциала", - считает Кирилл Иванов.
К слову, в 2009-2011 гг. из-за того, что объемы федерального софинансирования упали кратно, темпы дорожного строительства в городе резко снизились. Если в 2004-2008 гг. в городе ежегодно вводилось 13-19 новых объектов транспортного строительства (развязки, путепроводы, мосты и пр.), то в 2010-2012 гг. в СПб реализуется один-четыре новых объектов в год. С другой стороны, по словам генерального директора ООО "Ирисофт Инвест" Александра Сайгина, сейчас наблюдается интерес к применению современных технологий и материалов в дорожном строительстве. "Востребованы программные системы, позволяющие работать с такими материалами, как предварительно напряженная арматура. Особенно популярна данная технология при строительстве дорожных развязок (КАД). Повышаются требования к расчетам мостов, и, как следствие, растет спрос на расчетные системы, позволяющие максимально сократить риски", - говорит он.