Бюджетные средства на частные рельсы

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Ленобласть вложит 160 млн рублей в развитие частного терминала "Юг–2" в Усть–Луге. Управляет им ОАО "ТЛК", миноритарным акционером которого является область, а контролируют структуры, аффилированные с Валерием Израйлитом.

Сразу после новогодних праздников акционеры ОАО "Транспортно–логистический комплекс" (ТЛК) на очередном общем собрании решили провести дополнительную эмиссию акций компании на 760 млн рублей. Бумаги выкупят действующие акционеры общества, при этом их доли в уставном капитале не изменятся. Структурам РЖД и компаниям, аффилированным с Валерием Израйлитом, принадлежит 79% акций ТЛК, остальные 21% — в распоряжении правительства Ленобласти.
Губернатор области Александр Дрозденко сообщил "ДП", что регион собирается докупить акций ТЛК на 160 млн рублей. Привлеченные средства в первую очередь пойдут на расширение подъездных железнодорожных путей к многопрофильному терминалу "Юг–2" и Автомобильно–железнодорожному паромному комплексу (АЖПК), пояснили в ТЛК. Грузооборот обоих терминалов возрос за прошлый год на 20–25%, и при сохранении таких темпов роста компания вскоре не сможет своевременно вывозить грузы из порта.
Об увеличении пропускной способности железной дороги в Усть–Луге задумываются все владельцы терминалов, поскольку грузооборот порта стабильно растет и пока нет никаких предпосылок для сокращения объемов. В связи с этим Универсальный перегрузочный комплекс, входящий в UCL Holding Владимира Лисина, в прошлом году приобрел 57 га земли в Усть–Луге для строительства железной дороги.

При поддержке вице–губернатора

Александр Дрозденко всегда проявлял повышенный интерес к проекту строительства порта в Усть–Луге и поддерживал его, считая стратегически важным для экономики всего региона. Будучи вице–губернатором, он входил в совет директоров застройщика порта — ОАО "Компания Усть–Луга". Область не скупилась и регулярно предоставляла компании финансовые гарантии под банковские кредиты и облигационные займы. Почти за 20 лет в порт инвестировано более 150 млрд рублей, примерно половина из них — это средства частных инвесторов, остальное поступило из федерального и областного бюджетов.

Государственно–частный бизнес

Осенью 2011 года компания "Усть–Луга" заявила о завершении строительства порта, а в начале 2012 года на свет появилась компания "ТЛК", выделенная в процессе реорганизации застройщика.
На баланс ТЛК были переведены самые ценные производственные активы нового порта: терминал "Юг–2", все оборудование, необходимое для погрузки и разгрузки судов, а также портовый флот. Помимо этого ТЛК получила право управлять АЖПК, принадлежащим ФГУП "Росморпорт".
За минувший год финансовые показатели новой компании порадовали акционеров — она заработала 1,2 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году доход только от стивидорных (погрузочно–разгрузочных) работ на терминалах "Юг–2" и "АЖПК" составил 600 млн рублей.
Значительную часть консолидированной выручки ТЛК в этом году принесли не стивидорные работы, а доходы от сдачи в аренду буксиров, услугами которых при судозаходах пользуются все расположенные в порту терминалы.
Помимо Валерия Израйлита на обслуживании государственных интересов в Усть–Луге успешно зарабатывает совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко — он построил нефтеналивной терминал, который стал конечным пунктом БТС–2, построенной госкорпорацией "Транснефть".

Стройка за стройкой

Правительство области не намерено долго оставаться в высокодоходном транспортном бизнесе. Александр Дрозденко неоднократно заявлял, что область продаст акции ТЛК и намерена нарастить свою долю (сейчас она составляет 20,98%) в ОАО "Компания Усть–Луга", которое теперь сосредоточилось на привлечении средств в развитие припортовой территории — строительстве промышленной зоны и жилого города на 35 тыс. жителей.
Александр Головизнин, независимый логистический эксперт, бывший заместитель генерального директора компании "Усть–Луга", полагает, что область поступает верно, инвестируя средства в портовый проект. "Иностранный и внутренний бизнес уже интересуется проектом, однако все ожидают подъема международной торговли. Когда спрос на перевозки начинает расти, Ленобласть выгодно продаст акции", — уверен эксперт.
Мы приняли решение и намерены поддержать эмиссию Транспортно–логистической компании. Наша доля в эмиссии составит 160 млн рублей. При этом не исключено, что свой пакет акций, который в настоящее время составляет 20,98%, мы в дальнейшем продадим по выгодной цене. Возможен вариант, при котором мы обменяем его со второй компанией, занимающейся в Усть–Луге девелоперскими проектами. А когда этот проект заработает на полную мощность, будет смысл продать и в нем свою долю. Конкретных переговоров об этом пока нет. Однако на сегодня моя позиция заключается в том, чтобы участвовать в проекте, связанном с развитием территорий.
Александр Дрозденко
губернатор Ленинградской области
Я не понимаю, почему в одни компании правительство инвестирует, а в другие — нет. У них что, существует программа вложения денег в конкретные бизнесы? Сама по себе эмиссия незначительна и вряд ли повлияет на изменение конъюнктуры. Я не уверен, что это принесет прибыль бюджету. В этой истории вообще непонятно, почему власти региона решили быть миноритариями в проекте и таким образом не принимать конкретных решений. Я уверен, что не найдется ни одного адекватного инвестора, который был бы заинтересован меньше чем в контрольном пакете. Для области было бы логично договориться о такой эмиссии, которая даст им контрольный пакет акций, или найти нового акционера, вместе с которым разделить этот пакет.
Виталий Архангельский
Президент "Осло Марин Групп" (Omg)